Танкетка Т-27

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Танкетка Т-27 разработана на основе английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI и принята на вооружение Красной Армии в феврале 1931 года. Танкетка Т-27 имела коробчатый корпус, собранный методом клепки из катаных броневых листов.

Танкетка Т-27
Танкетка Т-27

Благодаря размещению двигателя в средней части корпуса Т-27, между местами механика-водителя и пулемётчика, удалось резко сократить длину корпуса. В танкетке Т-27 широко использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся автомобилей, что позволило значительно уменьшить стоимость производства.

Выставка «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Выставка «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Танкетка Т-27 находилась в производстве около двух лет. За это время было выпущено более 3300 этих простых и надёжных машин. Они использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

На базе танкетки Т-27 был создан первый советский огнемётный танк. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана лёгкая самоходная артиллерийская установка, вооружённая 76-мм динамо-реактивной пушкой.

Выставка «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Выставка «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Закупкой британских и американских образцов в 1929 году занималась специальная комиссия Главного управления механизации и моторизации во главе с руководителем Военно-технического управления генералом И.А. Xалепским. Поскольку британцы тогда считались лидерами в разработке танков. Генерал И.А. Халепский уделил особое внимание закупке в 1931 году машин у единственного и стране производителя танков, компании «Виккерс-Армстронг». В частности, танкетка «Виккерс-Карден-Лойд» Mk IV и танк «Е» послужили основой при разработке некоторых образцов основных советских танков.

Танкетка Т-27 на международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в МВЦ «Крокус Экспо»
Танкетка Т-27 на международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в МВЦ «Крокус Экспо»

Одной из первых прибыла танкетка «Карден-Лойд». Её закупили, так как в Танковом уставе Красной Армии указывалось на необходимость иметь лёгкий разведывательный танк. Советские конструкторы в период с 1927-го по 1930-год, пытались реализовать собственные идеи. На базе шасси от танка Т-16 были разработаны проекты танков Т-17 и Т-25, но они так и остались на бумаге. Была построена лишь экспериментальная танкетка Т-23. На устранение недостатков Т-23 требовалось много времени, поэтому было принято решение закупить проверенный британский проект.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Советские инженеры не были в полной мере удовлетворены Mk IV, поэтому группа специалистов во главе с Н.Н. Козыревым на московском заводе №37 внесла ряд изменений. Были установлены более мощный двигатель, новое сцепление и ведомые звездочки большего диаметра. Танкетка Т-27 (так назвали в СССР британскую машину) была вооружена пулемётом калибра 7,62-мм, но в нём отсутствовала радиостанция, что означало, что связь с экипажами других танков должна осуществляться только с помощью флажков. Эта ситуация была нормальной для Красной Армии и объяснялась неразвитостью советской радиопромышленности. Были предприняты попытки установить на Т-27 более мощное вооружение, в том числе 37-мм пушку Гочкисса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины. Кроме того, не хватало места для хранения боеприпасов, и машина теряла устойчивость при стрельбе из орудия большого калибра.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Во время полевых испытаний танкетка Т-27 показала неоднозначные результаты. Простая конструкция не требовала сложного обслуживания, но машина с трудом преодолевала болота и заснеженные территории. так как имела узкие гусеницы. Было также признано, что необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды вплавь. Позднее на базе Т-27 и с учётом опыта её эксплуатации был создан лёгкий плавающий танк Т-37. Но даже при этих условиях Т-27 широко применялась в Красной Армии. К концу 1932 года было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Они широко использовались при подавлении басмаческих выступлений в Средней Азии в 30-е годы. Когда в 1941 году началась война с Германией. Т-27 были признаны устаревшими и удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году, но это можно скорее считать проявлениями отчаяния, чем признанием боевых качеств Т-27.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Тем не менее, решение о начале массового производства танкетки Мк IV с наименованием Т-27, принятое в 1931 году, стало начальным пунктом создания настоящих танковых войск, задуманных командованием Красной Армии в конце 1920-х годов. К моменту снятия с производства в 1941 году было изготовлено 12000 танкеток Т-27. Однако самую важную закупку И.А. Халепский совершил в Америке после долгих и сложных переговоров с эксцентричным и вспыльчивым конструктором Джоном Кристи, который разработал уникальную систему танковой подвески М1928. Система предусматривала отдельную пружинную свечную подвеску для каждого опорного катка.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Это снижало общий вес: и позволяло танку двигаться по пересечённой местности при минимальной вибрации. Конструкция была далека от совершенства, но в отличие от американской армии И.А. Халепский, как и британцы, оценил её потенциал, и в конце-концов модифицированная конструкция Кристи была положена в основу среднего танка Т-34, который считается одним из лучших из когда-либо созданных танков и стал одним из факторов победы Советского Союза в войне 1941-1945 годов.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Опытные образцы танкетки, которые были изготовлены в 1931 году, отличались от своего прототипа установкой более мощного двигателя и утолщённой броней. Серийное производство Т-27 было организовано в 1931 — 1934 годах на заводе «Большевик», на заводе № 37 и Нижегородском автомобильном заводе (ныне ГАЗ). Сборка корпусов машины производилась на заводе КЭС в Москве. Всего было поставлено в войска 3297 машин (заводом «Большевик» в 1931 году было выпущено 45 машин). Т-27 отличалась незначительными габаритными размерами. Это было достигнуто за счёт отказа от вращающейся башни и продольного расположения моторно-трансмиссионного отделения, с правой стороны которого располагалось боевое, а с левой — отделение управления. Экипаж машины состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.

Выставка «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Выставка «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Танкетка Т-27 была вооружена 7,62-мм пулемётом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов. 40 пулемётных дисков с патронами размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемёт устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемёта и связанным с педалью подъёма и специальным сектором. На танкетках последующих выпусков установка пулемёта ДТ производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемёта, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Броневая защита была противопульной. Она изготавливалась из броневых листов с максимальной толщиной 10-мм. Соединение броневых листов производилось заклепками и болтами на угольниках и накладках. На машинах последнего года выпуска соединение броневых листов производилось с помощью сварки. Все швы корпуса у днища и по бортам на высоту 400-мм имели холщовую прокладку, обеспечивавшую водонепроницаемость корпуса. В верхнем лобовом листе корпуса имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с гайками на специальных шпильках. Кроме того, на верхнем и нижнем лобовых листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился на заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

На верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. Кроме того, с правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулемётной установки (на машинах первого года выпуска). В переднем щитке со стороны механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при закрытом люке, со стороны командира (стрелка) — отверстие, закрываемое броневыми щитками пулемётной установки. На боковых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой части.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые щели с броневыми задвижками, а в нижней — круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси. В верхней части корпуса имелось три откидывающихся колпака, закрывавших люки механика водителя, пулемётчика и люк доступа к силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, командира — в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака, закрывавшийся броневым колпачком. Спереди перед броневым колпаком силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком.

В кормовом листе корпуса перед радиатором были сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. На танкетках Т-27 последних выпусков вместо дверок был установлен специальный броневой кожух с отверстием направленным вниз. Днище корпуса было сварено из нескольких листов и имело посередине корытообразное углубление. Для слива масла из картера двигателя, коробок передач в днище были сделаны два отверстия, закрываемые навинтными пробками. Для буксировки на корпусе танкетки Т-27 на верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в кормовой части — буксирная рама с петлей. Рама крепилась к бортам корпуса танкетки Т-27 с помощью двух косынок. К бортам корпуса перед патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от забрызгивания грязью летом и снегом зимой.

На танкетках Т-27 последнего года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки. Вдоль продольной оси корпуса устанавливался четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель «Форд-АА» жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. (29 кВт) с карбюратором «Форд-Зенит». Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) и вручную — заводной рукояткой. В системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения. Ёмкость топливного бака составляла 42 литра. Запас хода машины по шоссе достигал 110 километров.

Трансмиссия, заимствованная у грузового автомобиля ГАЗ-АА, включала сухое, однодисковое сцепление с накладками из ферродо; четырехступенчатую механическую коробку передач; главную передачу; простой дифференциал с колодочными тормозами и два бортовых редуктора. Дифференциал соединялся с коробкой передач с помощью карданного сочленения (шарнира Гука). Подвеска — полужесткая, блокированная. Со стороны каждого борта находилось по три тележки сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Конструкция подвески не отвечала требованиям по подвижности и её применение объясняется короткой базой машины (длина опорной поверхности гусениц равнялась 1410-мм). В гусеничном движителе применялись опорные катки с наружной амортизацией, ведущие колеса цевочного зацепления и гусеницы с ОМШ. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы составляла 150-мм.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Напряжение бортовой сети составляло 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-У напряжением 6 В и ёмкостью 80 Ампч, а также динамомашина мощностью 200 Вт. В 1935 году на военных маневрах продемонстрировалось воздушная транспортировка танкеток Т-27, подвешенных к тяжёлым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А.Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолётами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади
Танкетка Т-27 на выставке «Оружие Победы» на Сапожковской площади

Эксплуатация танкетки Т-27 в войсках показала, что танкетка была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт её применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня (с установленным в ней вооружением), способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка. На 1941 год реальные боевые возможности танкетки Т-27 были очень невелики. Её броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 метров бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм, а это означало, что противник мог нанести непоправимый ущерб советской танкетке стреляя из обычной армейской винтовки. Против же имевшихся в большом количестве в Вермахте 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была совершенно беззащитна.

Однако, танкетка Т-27 к июню 1941 года не была бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортёр (так, например, вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для охраны мостов и аэродромов, а также для борьбы с партизанами). Низкий силуэт Т-27 способствовал её маскировке, что позволяло достаточно эффективно применять её в обороне.

Танкетка Т-27 имела явные преимущества над танками — она была лёгкой, что позволяло её использовать в десантных войсках. А также при наступлении, по быстро сделанным мостам и переправам. Танкетку можно было протащить через горы и болота, чего с более тяжёлыми аппаратами сделать куда сложнее. Также мосты в те времена в сельской местности часто имели грузоподъёмность 2-3 тонны. Т-27 незаменим для поддержки пехоты в наступлении, когда танки просто не смогли проехать к месту сражения.

Учитывая катастрофические потери Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны в живой силе и бронетехнике — любая боевая бронированная единица была «на вес золота», поэтому танкетки Т-27 тоже сыграли свою посильную роль в отражении вероломного нападения Германии на Советский Союз.