Паровоз 9П

Паровоз 9П-19499 постройки 1954 года
Паровоз 9П-19499 постройки 1954 года

Паровоз 9П (9-й тип паровоза — заводское обозначение) — маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год. Последний советский паровоз нормальной колеи.

Маневровый танк-паровоз 9П-19499 на территории депо «Подмосковная»
Маневровый танк-паровоз 9П-19499 на территории депо «Подмосковная»

Новый маневровый паровоз, получивший обозначения 9П, был разработан Локомотивпроектом НКТП в 1934-1935 годах. Первый, опытный паровоз этого типа был построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1935 году (заводской тип 164).

Паровоз 9П-19499
Паровоз 9П-19499

В 1936 году Коломенский завод выпустил ещё 55 паровозов типа 9П. Также эти паровозы стали выпускаться на Новочеркасском паровозостроительном заводе (16 паровозов в 1937 году, 64 в 1938 году).

Паровоз 9П-19499
Паровоз 9П-19499

С 1939 года Коломенский завод возобновил постройку паровозов типа 9П, при этом конструкция паровозов, выпускавшихся с 1939 года была улучшена по сравнению с более старыми паровозами 9П.

Паровоз 9П-19499 постройки 1954 года
Паровоз 9П-19499 постройки 1954 года

В 1946-1955 годах паровозы 9П выпускались Муромским паровозостроительным заводом им. Дзержинского. С 1955 по 1957 год Муромский завод выпускал несколько изменённый вариант паровоза, получивший обозначение 9ПМ.

Паровоз 9П-19499
Паровоз 9П-19499

Паровозы 9П использовались на маневровых работах советскими железными дорогами, а также многими предприятиями для самых разных целей, например, для подачи вагонов-ковшей под разлив доменного чугуна.

Маневровый танк-паровоз 9П-19499 на территории депо «Подмосковная»
Маневровый танк-паровоз 9П-19499 на территории депо «Подмосковная»

В 2013-2014 годах были восстановлены два паровоза этой серии: 9П-19499 и 9П-22518 постройки 1954 и 1955 годов соответственно.

Маневровый танк-паровоз 9П-19499 на территории депо «Подмосковная»
Маневровый танк-паровоз 9П-19499 на территории депо «Подмосковная»

Первый приписан к депо Подмосковная Московской железной дороги, второй — к депо Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги. Оба также работают на манёврах.