Автомобили для военных парадов

Парадный фаэтон ЗИС-110Б
Парадный фаэтон ЗИС-110Б

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие въезжали на Красную площадь исключительно верхом. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался ЗИЛ) подготовили для «парадных» нужд фаэтон ЗИС-102, и 1 мая 1941 года он возглавил колонну бронетехники.

Парадный фаэтон ЗИС-110Б
Парадный фаэтон ЗИС-110Б

Главнокомандующие «пересели» на парадные автомобили значительно позже.

Фаэтон ЗИС-110Б
Фаэтон ЗИС-110Б

Только в 1953-м министр обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Александрович Булганин впервые выехал принимать ноябрьский парад, посвящённый годовщине Октябрьской революции, не на коне, а на новом фаэтоне ЗИС-110Б.

Фаэтон ЗИС-110Б
Фаэтон ЗИС-110Б

Под капотом ЗИС-110Б находился мотор мощностью 140 л.с. У автомобиля были кожаная обивка и ручной механизм складывания тента.

Фаэтон ЗИС-110Б
Фаэтон ЗИС-110Б

По центру салона находилась специальная ручка (тоже отделанная кожей), чтобы командующий парадом мог стоять при движении во весь рост, сохраняя при этом равновесие.

Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» быстро приспособили под разъездные и штабные нужды.

А в 1948 году, когда завод освоил выпуск кабриолетов М-20Б с мягкой складной крышей, выбор автомобиля для участия в парадах был решён. В специальных мастерских эти «Победы» «прокачивали» под армейские нужды: ставили ручки на раме лобовой части машины или же на спинках передних кресел, чтобы за них мог держаться офицер, которому выпала честь принимать парад.

Первые две парадные «Победы» появились в 1949 году. Кабриолеты собрали на подмосковном Опытном заводе № 38. У них отсутствовали боковые оконные рамы, механизм складывания крыши, но были поручни на спинках кресел. Чтобы не возникло проблем с жесткостью кузова, заднюю левую дверь просто заварили. Правда, стать постоянными участниками торжеств у этих автомобилей не получилось. Они использовались по назначению лишь раз — на параде в Петрозаводске.

Лимузин ЗИЛ-111 появился в 1958 году, а спустя несколько лет увидела свет и его парадная модификация, получившая букву «В» в индексе. Кабриолеты были оснащены гидроподъёмниками окон, поручнями, микрофонами, а также складными брезентовыми тентами. Всего было собрано три таких автомобиля. В парадах они участвовали до 1962 года.

Фаэтон ЗИЛ-117В
Фаэтон ЗИЛ-117В

ЗИЛ-117В (1972-1978) — открытый вариант с двухдверным кузовом типа Фаэтон со складывающимся матерчатым тентом.

Фаэтон ЗИЛ-117В
Фаэтон ЗИЛ-117В

Специальный механизм, снабжённый электродвигателем, складывал тент за 10-15 секунд.

Фаэтон ЗИЛ-117В
Фаэтон ЗИЛ-117В

Фаэтон ЗИЛ-117В окрашивался в чёрный и тёмно-серый цвета.

Фаэтон ЗИЛ-117В
Фаэтон ЗИЛ-117В

Фаэтоны ЗИЛ-117B участвовали в военных парадах на Красной площади в Москве с 1972 по 1980 годы.

Фаэтон ЗИЛ-117В
Фаэтон ЗИЛ-117В

Позже были переданы в Ленинград (Санкт-Петербург), где участвовали в парадах на Дворцовой площади с 1981 по 2008 годы. Всего выпущено 11 экземпляров.

Поучаствовал в создании парадных автомобилей и Горьковский автозавод. Там была собрана экспериментальная партия «парадных» ГАЗ-24 для стран Варшавского договора, Ближнего Востока и Кубы.

Советским военным, особенно из отдалённых гарнизонов, приходилось стандартные «двадцать четвёртые» превращать в кабриолеты собственными силами.

Кабриолет ГАЗ-13Б
Кабриолет ГАЗ-13Б

Для проведения парадов в военных округах в начале 1960-х было собрано примерно полтора десятка кабриолетов ГАЗ-13Б.

Кабриолет ГАЗ-13Б
Кабриолет ГАЗ-13Б

Главной особенностью кабриолета ГАЗ-13Б являлась гидравлическая система управления мягкой крышей.

Кабриолет ГАЗ-13Б
Кабриолет ГАЗ-13Б

В 1979 году несколько кабриолетов ГАЗ-13Б было передано в Германскую Демократическую Республику.

В начале 1980-х роль первой скрипки в военной среде досталась мощному (количество «лошадок» варьировалось от 90 до 150) и комфортному ГАЗ-3102. Но в советское время на базе этих автомобилей парадные кабриолеты не делали. Их время пришло немного позже, сразу после развала СССР. Причём производство было налажено в отдаленных военных частях.

Парадный фаэтон ГАЗ-14-05 «Чайка»
Парадный фаэтон ГАЗ-14-05 «Чайка»

В период с 1981 по 1988 год Горьковский автозавод произвёл полтора десятка кабриолетов ГАЗ-14−05, созданных на базе «четырнадцатого» ГАЗа с двигателем в 220 «лошадок».

Автомобиль ГАЗ-14−05 «Чайка»
Автомобиль ГАЗ-14−05 «Чайка»

Автомобили ГАЗ-14−05 получили в своё распоряжение два передних кресла, пару флагштоков, три антенны, поручни, микрофонную стойку и тент, который приходилось поднимать вручную.

Парадный фаэтон ГАЗ-14-05 «Чайка»
Парадный фаэтон ГАЗ-14-05 «Чайка»

Эти автомобили до сих пор изредка участвуют в военных парадах в отдалённых гарнизонах.

В 1981 году появились кабриолеты ЗИЛ-41044, выкрашенные в светло-серый цвет. Всего выпущено пять экземпляров, включая один опытный чёрного цвета. Три парадных экземпляра модели 41044 попали в гараж Министерства обороны (один из них являлся резервным), а пятый экземпляр был передан Мосфильму.

ЗИЛ-41044 — кабриолет, созданный на базе модели ЗиЛ-4104 для приёма парадов на Красной площади в Москве. В отличие от базового автомобиля, им укоротили базу (до 3 300 миллиметров), а под капот поставили мотор, выдававший 275 лошадиных сил. Место переднего пассажира у ЗИЛ-41044 отсутствовало. Зато имелся подогрев не только заднего кресла, но и пола. В центре автомобиля разместились поручень и микрофон, а радиостанцию спрятали в багажник. Кроме этого, автомобиль оснастили комплексом спецсвязи «Репетитор».

Именно кабриолеты ЗИЛ-41044 участвовали в последнем Параде Победы времён СССР — в 1990 году. Затем о них вспомнили и «пригласили» на торжества в 2008 и 2009 годах.

В современной России также есть место автомобилям для парадов. Таким, например, является ЗИЛ-410441. В 2009 году конкурс на создание «особых» автомобилей неожиданно выиграл Московский автозавод, который к тому времени уже дышал на ладан.

В итоге, спустя год, на свет появились три автомобиля, оснащённых моторами V8 мощностью в 280 «лошадок» и «автоматами» Allison. Но дальше дело не пошло, поскольку автомобили забраковали на государственной приёмке.

А вот представителям дизайнерской компании «Атлант-Дельта» повезло больше. Нижегородские мастера взяли за основу американские GMC Sierra 1500 (2007 года выпуска), и на их базе создали свой продукт — СП45. Перелицевали интерьер, укоротили кузов, создали новых механизм управления крышей. Маркировка при сертификации этому детищу досталась зиловская — ЗИЛ-41041 АМГ.

Этим автомобилем пользовался не только экс-министр обороны Анатолий Сердюков. Во время торжеств по случаю 70-летия Победы министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу принимал парад на ЗИЛ-41041 АМГ.

У «Атлант-Дельты» есть ещё одна интересная «парадная» разработка — полноприводные автомобили ГАЗ СП46 «Тигр». Три таких машины построили на базе ГАЗ-2330 «Тигр» в 2008 году. Под капот поставили американский дизель мощностью в 205 л.с., а компанию ему составила автоматическая трансмиссия Allison. Эти парадные внедорожники возглавляли военные торжества на петербургской Дворцовой площади.