Лёгкий танк Т-30

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

Лёгкий танк Т-30 был разработан на базе танка Т-40 в Москве в июле 1941 года в КБ завода № 37 под руководством Николая Александровича Астрова. С августа по декабрь 1941 года танк находился в серийном производстве.

Лёгкий танк Т-30 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)
Лёгкий танк Т-30 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)

Машина имела заводской индекс 0-30. Всего было изготовлено 335 танков, которые принимали участие в боевых действиях в первом периоде Великой Отечественной войны.

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

Лёгкий танк Т-30 отличался от базовой машины упрощённой формой корпуса, усиленной броневой защитой, а впоследствии и установкой пушечного вооружения. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии. Боевое отделение, совмещённое с отделением управления, находилось в средней части корпуса машины у левого борта.

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

Справа от них располагалось моторное отделение. В носовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними. Посадка и выход экипажа производились через два люка (один в крыше над отделением управления, другой – в крыше башни), которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк для выхода экипажа из машины.

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

В качестве основного оружия на первых образцах машины в башне была размещена спаренная установка 12,7-мм пулемёта ДШК и 7,62-мм пулемёта ДТ. С сентября 1941 года на танке Т-30 вместо 12,7-мм пулемёта ДШК стала устанавливаться 20-мм автоматическая пушка ТНШ, имевшая ленточное питание.

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

Пушка ТНШ была создана совместно ОКБ-15 и ОКБ-16 на основе вариантов крыльевой и турельной авиационных пушек ШВАК-20. Длина ствола пушки составляла 82,4 калибра. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от — 7° до + 25°. При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Боевая скорострельность пушки составляла 200 выстрелов в минуту.

Лёгкий танк Т-40 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)
Лёгкий танк Т-40 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)

Для наводки спаренной установки использовались механизмы наводки, заимствованные у танка Т-40 – шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки).

Лёгкий танк Т-40 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)
Лёгкий танк Т-40 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)

Конструкция механизмов спусков пушки и спаренного пулемёта была аналогична конструкции механизмов спусков пулемётов ДШК и ДТ, устанавливавшихся на танке Т-40. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Лёгкий танк Т-40 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)
Лёгкий танк Т-40 (Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке)

Корпус танка Т-30 отличался от корпуса танка Т-40 отсутствием гидродинамической ниши для водоходного движителя, поэтому в его изменённой кормовой части вместо сложной сварной броневой конструкции кормового листа приваривался один лист. Броневая защита машины была усилена. Толщина лобового и бортовых броневых листов, изготавливавшихся из катаной гомогенной брони, была увеличена с 13 до 15 мм, а подбашенной коробки, башни и броневой маски вооружения – до 20 мм.

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танка Т-40, за исключением облегчения управления бортовыми фрикционами за счёт введения шарикового механизма выключения вместо кулачкового. На некоторых машинах в ходовой части вместо штампованных дисков использовались литые спицованные опорные катки с наружной амортизацией. Ёмкость топливных баков составляла 206 литров, запас хода танка по шоссе составлял 300 километров.

Лёгкий танк Т-30
Лёгкий танк Т-30

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-100 и генератор Г-40 мощностью 160 Вт с ременным приводом. Для пуска двигателя использовались стартер СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или приспособление с заводной рукояткой. Для внешней связи на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, для внутренней односторонней связи – световая сигнализация.