Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ переходная машина при освоении И-15бис и И-153.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Необходимость наличия в учебных заведениях и строевых частях ВВС двухместного варианта И-15, предназначенного для обучения и тренировки, признавалась в течение ряда лет.

Истребитель И-15бис
Истребитель И-15бис

К разрешению проблемы приступили уже в ходе запуска в серийное производство И-15бис.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Проект модификации самолёта в КБ Н.Н. Поликарпова подготовили в течение лета 1937 года.

Истребитель И-15бис и двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Истребитель И-15бис и двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Спустя несколько месяцев все изменения, вносимые в конструкцию И-15бис, были утверждены и двухместную машину направили в производство.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Дополнительную переднюю кабину ДИТ оборудовали на месте основного топливного бака. Бензин разместили в трёх ёмкостях: один бензобак на 70 литров по левому борту первой кабины, второй — на 170 литров — под полом первой кабины, третий — на 80 литров — под полом второй кабины. Общее количество топлива осталось прежним — 320 литров.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Управление самолётом и приборное оборудование имелось в обеих кабинах, при этом ножное и ручное управление в задней кабине изменилось по сравнению с И-15бис.

Истребитель И-153 «Чайка»
Истребитель И-153 «Чайка»

Тросовая проводка шла несколько выше, соответствовала таковой на И-153, поэтому руль поворота ставился с этого самолёта.

Истребитель И-15бис
Истребитель И-15бис

Для удобства посадки в переднюю кабину вырез центроплана, по сравнению с И-15бис, заметно увеличился, в задней его кромке сделали отверстия для захвата руками.

Истребитель И-153 «Чайка»
Истребитель И-153 «Чайка»

Козырёк пилота в передней кабине с плоскими гранями, по типу И-153, оборудован прицелом ПАК-1.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

В задней кабине козырёк обрезан, в передней его части находился подголовник для впереди сидящего пилота. Прицел кольцевой, установлен сбоку козырька. Стрелковое вооружение ДИТ состояло из двух синхронных ШКАСов с запасом патронов по 250 штук на пулемёт.

Истребитель И-15бис
Истребитель И-15бис

С учётом более высокой скорострельности пулемётов ШКАС, по сравнению с ПВ-1, плотность огня осталась на уровне И-15бис.

Истребитель И-15бис и двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Истребитель И-15бис и двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Бомбардировочное вооружение ДИТ выполнили по типу И-15бис, нагрузка от 40 до 100 килограммов.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Известно о трёх построенных экземплярах ДИТ: они имели обозначение ДИТ-1, ДИТ-2, ДИТ-3. Предполагалась серия на авиазаводе № 207 (Долгопрудный), которая не была осуществлена.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

ДИТ-1 № 5128 и ДИТ-2 № 5337 постройки авиазавода № 1 летали весной-летом 1939 года, ДИТ-3 появился в конце лета.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

В облётах участвовали лётчики Пумпур, Ларюшкин, Алексей Владимирович Давыдов, Александр Иванович Жуков, Туржанский.

Истребитель И-15бис
Истребитель И-15бис

Общее впечатление о машине было вполне благоприятным, техника пилотирования не отличалась от таковой на И-15бис.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

«Самолёт ДИТ даёт полную возможность управления как из задней кабины, так и из передней, на всех режимах полёта. Устойчивость по всем трём осям хорошая, допускает ошибки в пилотировании… Имея запас горючего 320 литров, обеспечивает продолжительность полёта на средних режимах работы мотора порядка 2 часа 20 мин. Нормально входит и выходит из штопора».

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Недостатком считалась близость приборной доски к пилоту во второй кабине — сказывались малые размеры машины, вынуждающие к плотной компоновке внутренней начинки.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Хотя самолёты ДИТ распространения не получили, три построенных образца использовались максимально эффективно. Один экземпляр использовался для служебных полётов в НИИ ВВС. Так, 18 мая 1940 года лётчик Алексей Владимирович Давыдов с наблюдателем Ерышевым летали на ДИТе для наблюдения за штопором самолёта И-180. Другие два экземпляра в 1940 году направили в район Севастополя, в дальнейшем они участвовали в боевых действиях. Известно, что два ДИТ использовались в качестве разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня на Южном фронте в районе Новороссийска в 1942-1943 годах. Самолёты были окрашены, согласно воспоминаниям очевидцев, мелкими пятнами песочного цвета.

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Лётно-технические характеристики:

Двухместный истребитель тренировочный ДИТ
Двухместный истребитель тренировочный ДИТ

Тип: ДИТ
Длина, м: 6,2
Размах крыла, м: 10,2
Площадь крыла, м2: 22,5
Вес, кг
-пустого: 1320
-взлётный: 1752
Двигатель: 1 х М-25В
-мощность, л.с.: 1 х 750
Макс. скорость, км/ч: 379
Потолок, м: 8600
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемёта ШКАС (по 250 патронов на ствол), до 100 кг бомб.