
30 октября 2012 года российские железные дороги отмечают своё 175-летие. Именно в этот день в 1837 году была открыта первая в России Царскосельская железная дорога.

Царскосельская железная дорога длиной в 26 километров соединила Санкт-Петербург и Царское Село.

Начиная с 1820 года, Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы построили около 20 паровых машин.

В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучал устройство железных дорог.

По возвращении, в 1833-1834 годах, они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный.

Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник.

За строительство железной дороги длиной 854 метров Мирон Черепанов получил вольную. Ефим Черепанов получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин.

1 февраля 1842 года Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва, крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали протяжённостью 650 километров.

13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие железной дороги Санкт-Петербург — Москва.

Ровно в 11 часов 15 минут из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 час 45 минут.

В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда.

В 1853 году открылось движение на первом участке Санкт-Петербурго — Варшавской железной дороги — от Санкт-Петербурга до Гатчины.

Экономическую значимость в нашей стране новый вид транспорта получил только в 1857 году — 10 февраля император Александр II издал о создании первой сети железных дорог.

Для строительства и эксплуатации национальной железнодорожной системы общей протяжённостью 4 тысячи вёрст было учреждено акционерное общество «Главное общество российских железных дорог» с участием русского, французского, английского и немецкого банковских капиталов.

Согласно планам, железнодорожная сеть должна была соединить три столицы (Санкт-Петербург, Москву и Варшаву), 26 губерний, главные судоходные реки, а также порты Чёрного и Балтийского морей.

Реализация проекта, включая завершение строительства Санкт-Петербурго — Варшавской железной дороги, было возложено на Главное общество российских железных дорог.

Общество на условиях самофинансирования обязалось за десять лет построить железнодорожную сеть, а затем в течение 85 лет её содержать.

К началу 1860-х годов были построены первые участки московских железнодорожных направлений.

В 1862 году завершено строительство Санкт-Петербурго — Варшавской и Нижегородской железных дорог.

В самом начале Великой Отечественной войны в народном комиссариате путей сообщения все сотрудники сразу включились в решение первоочередных вопросов организации работы в военных условиях.

Тщательно были продуманы меры по введению воинского графика и обеспечению военных перевозок.

23 июня 1941 года был подписан приказ наркома о введении с 18 часов 24 июня на 44 дорогах воинского графика движения поездов.

В нём предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, максимальное использование пропускной способности линий, обеспечение чёткой работы станций.

Весовые нормы воинских эшелонов и транспортов были унифицированы, размеры пассажирского движения (как дальнего, так и пригородного) были сокращены до минимума.

Воинский график позволил правильно рассчитать и перераспределить технические средства и кадры с учётом загрузки тех или иных направлений, стал основой перестройки эксплуатационной работы.

К окончанию Великой Отечественной войны железнодорожная сеть СССР имела в своём составе 53 железные дороги.

После войны были резко увеличены объёмы промышленного и гражданского строительства, которые за год более чем в два раза превысили предвоенный уровень.

Только за период 1946-1952 гг. было восстановлено и вновь построено 1864 вокзала.

Сегодня в России действуют 16 железных дорог (филиалы РЖД), являющихся одними из основных видов отечественного транспорта.

Наша страна занимает второе место в мире по протяжённости железных дорог — 88 тысяч километров.

Этой сетью ежегодно пользуется 1,3 миллиардов пассажиров, по ней перевозится более одного миллиарда тонн грузов.

По протяжённости электрифицированных железнодорожных линий, которые составляют 43 тысячи километров, наша страна занимает первое место в мире.

Парк стальных магистралей насчитывает более 20 тысяч локомотивов, около 15 тысяч вагонов электричек, порядка 23 тысяч пассажирских и свыше миллиона грузовых вагонов.