Российским железным дорогам — 175 лет

175 лет железным дорогам России
175 лет железным дорогам России

30 октября 2012 года российские железные дороги отмечают своё 175-летие. Именно в этот день в 1837 году была открыта первая в России Царскосельская железная дорога.

Царское Село
Царское Село

Царскосельская железная дорога длиной в 26 километров соединила Санкт-Петербург и Царское Село.

Почтовая марка СССР, 1978 год
Почтовая марка СССР, 1978 год

Начиная с 1820 года,  Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы построили около 20 паровых машин.

Макет первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых на исторической площадке «Паровозного депо Подмосковная»
Макет первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых на исторической площадке «Паровозного депо Подмосковная»

В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучал устройство железных дорог.

Макет первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых на исторической площадке «Паровозного депо Подмосковная»
Макет первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых на исторической площадке «Паровозного депо Подмосковная»

По возвращении, в 1833-1834 годах, они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный.

Модель «Паровоз конструкции Черепановых». Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Модель «Паровоз конструкции Черепановых». Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник.

Модель «Паровоз конструкции Черепановых». Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Модель «Паровоз конструкции Черепановых». Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

За строительство железной дороги длиной 854 метров Мирон Черепанов получил вольную. Ефим Черепанов получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин.

Товарный паровоз типа 1-3-0 серии Д 1845

1 февраля 1842 года Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва, крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали протяжённостью 650 километров.

Станция «Подмосковная»
Станция «Подмосковная»

13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие железной дороги Санкт-Петербург — Москва.

Первый пассажирский паровоз типа 2-2-0 серии В 1845

Ровно в 11 часов 15 минут из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 час 45 минут.

Ленинградский вокзал в Москве
Ленинградский вокзал в Москве

В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда.

Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

В 1853 году открылось движение на первом участке Санкт-Петербурго — Варшавской железной дороги — от Санкт-Петербурга до Гатчины.

Товарный паровоз типа 1-4-0 серии Щ 1912

Экономическую значимость в нашей стране новый вид транспорта получил только в 1857 году — 10 февраля император Александр II издал о создании первой сети железных дорог.

Паровоз ОВ−324
Паровоз ОВ−324

Для строительства и эксплуатации национальной железнодорожной системы общей протяжённостью 4 тысячи вёрст было учреждено акционерное общество «Главное общество российских железных дорог» с участием русского, французского, английского и немецкого банковских капиталов.

Пассажирский паровоз типа 2-3-1 серии Л 1915

Согласно планам, железнодорожная сеть должна была соединить три столицы (Санкт-Петербург, Москву и Варшаву), 26 губерний, главные судоходные реки, а также порты Чёрного и Балтийского морей.

Грузовой паровоз ЭР-774-38
Грузовой паровоз ЭР-774-38

Реализация проекта, включая завершение строительства Санкт-Петербурго — Варшавской железной дороги, было возложено на Главное общество российских железных дорог.

Магистральный грузовой паровоз Л-2331
Магистральный грузовой паровоз Л-2331

Общество на условиях самофинансирования обязалось за десять лет построить железнодорожную сеть, а затем в течение 85 лет её содержать.

На исторической площадке «Паровозного депо Подмосковная»
На исторической площадке «Паровозного депо Подмосковная»

К началу 1860-х годов были построены первые участки московских железнодорожных направлений.

Маневровый танк-паровоз 9П-19499
Маневровый танк-паровоз 9П-19499

В 1862 году завершено строительство Санкт-Петербурго — Варшавской и Нижегородской железных дорог.

Паровоз серии ЭУ № 680-96
Паровоз серии ЭУ № 680-96

В самом начале Великой Отечественной войны в народном комиссариате путей сообщения все сотрудники сразу включились в решение первоочередных вопросов организации работы в военных условиях.

Грузовой двухосный вагон (1923 г.)
Грузовой двухосный вагон (1923 г.)

Тщательно были продуманы меры по введению воинского графика и обеспечению военных перевозок.

Паровоз Су-250-64
Паровоз Су-250-64

23 июня 1941 года был подписан приказ наркома о введении с 18 часов 24 июня на 44 дорогах воинского графика движения поездов.

Санитарный вагон
Санитарный вагон

В нём предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, максимальное использование пропускной способности линий, обеспечение чёткой работы станций.

37-мм спаренная автоматическая зенитная пушка В-47 образца 1944 года
37-мм спаренная автоматическая зенитная пушка В-47 образца 1944 года

Весовые нормы воинских эшелонов и транспортов были унифицированы, размеры пассажирского движения (как дальнего, так и пригородного) были сокращены до минимума.

Бронеплощадки бронепоезда
Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник» построены в 1917 г. В 1942 году были переоборудованы рабочими паровозного депо Москва-Пассажирская-Курская

Воинский график позволил правильно рассчитать и перераспределить технические средства и кадры с учётом загрузки тех или иных направлений, стал основой перестройки эксплуатационной работы.

Киевский вокзал
Киевский вокзал

К окончанию Великой Отечественной войны железнодорожная сеть СССР имела в своём составе 53 железные дороги.

Магистральный пассажирский паровоз П36-0027
Магистральный пассажирский паровоз П36-0027

После войны были резко увеличены объёмы промышленного и гражданского строительства, которые за год более чем в два раза превысили предвоенный уровень.

Железнодорожный вокзал «Галицыно»
Железнодорожный вокзал «Галицыно»

Только за период 1946-1952 гг. было восстановлено и вновь построено 1864 вокзала.

На марке России 1998 года изображён электровоз – локомотив с электродвигателями, получающими энергию от контактной сети. Электровоз довольно экономичный вид транспорта, во время движения под уклон его электродвигатели работают как генераторы электрического тока, который поступает обратно в сеть

Сегодня в России действуют 16 железных дорог (филиалы РЖД), являющихся одними из основных видов отечественного транспорта.

Брянская область
Магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» был изображён на марке 2010 года, посвящённой Брянской области

Наша страна занимает второе место в мире по протяжённости железных дорог — 88 тысяч километров.

Электропоезд ЭД4М на Казанском вокзале
Электропоезд ЭД4М на Казанском вокзале

Этой сетью ежегодно пользуется 1,3 миллиардов пассажиров, по ней перевозится более одного миллиарда тонн грузов.

Иркутская область. Байкал. Транссибирская железная дорога. Архитектурно-этнографический комплекс «Тальцы»

По протяжённости электрифицированных железнодорожных линий, которые составляют 43 тысячи километров, наша страна занимает первое место в мире.

Белорусский вокзал
Белорусский вокзал

Парк стальных магистралей насчитывает более 20 тысяч локомотивов, около 15 тысяч вагонов электричек, порядка 23 тысяч пассажирских и свыше миллиона грузовых вагонов.

Добавить комментарий