Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

ГАЗ-АА — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 килограммов), известный как полуторка.

Ford Model AA — грузовой автомобиль компании Ford
Ford Model AA — грузовой автомобиль компании Ford

Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.

ГАЗ-АА (полуторка)

Первый серийный ГАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

В отличие от американского Форд модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (Мемориальный комплекс «Горьковчане фронту» в Аллее боевой славы Нижегородского кремля)

А ещё в 1930 году по советским чертежам спроектирован бортовой кузов.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Полностью из советских комплектующих грузовик ГАЗ-АА собирали с 1933 года.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Конструктивно простой и технологичный грузовой автомобиль ГАЗ-АА был выполнен по классической схеме на рамном шасси с рессорной подвеской.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Оперение кабины грузовика ГАЗ-АА унифицировано с легковым автомобилем ГАЗ-А.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА буксирует противотанковую пушку

Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба (англ. torque tube), внутри которой располагался закрытый карданный вал, которая упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу и необходимости частых ремонтов.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Недостаточной живучестью отличалось и крепление реактивной тяги передней подвески, воспринимавшей усилие при торможении.

Противотанковая пушка и автомобиль «ЗИС»
Противотанковая пушка и автомобиль «ЗИС»

Соответственно, пробег на отказ у «полуторки» был значительно меньше, чем у «трёхтонки» ЗИС-5, к тому же «полуторка» почти всегда эксплуатировалась со значительным (до двукратного) перегрузом.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Зато благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) неприхотливые и ремонтопригодные двигатели ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ могли эксплуатироваться на самых низких сортах топлива, включая лигроин и даже керосин (в тёплое время года и на прогретом двигателе) и низкокачественных промышленных смазочных маслах (автолы и нигролы).

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Низким ресурсом отличались дефицитные стартёр с аккумулятором (на редкой машине они служили свыше полугода), поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили «кривым стартёром», то есть рукояткой.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (Мемориальный комплекс «Горьковчане фронту» в Аллее боевой славы Нижегородского кремля)

Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью (8-9 тысяч километров при нормативных 20 тысяч), поэтому в конце 1930-х и во время войны полуторки часто сходили с конвейера только с двумя задними колёсами, то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность.

ГАЗ-АА (ММ)
ГАЗ-АА (ММ)

Тем не менее, благодаря массовому конвейерному производству ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ был самым массовым грузовиком, да и, вообще, автомобилем в предвоенном СССР и в Красной Армии (свыше 150 тысяч на 20 июня 1941 года).

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (Мемориальный комплекс «Горьковчане фронту» в Аллее боевой славы Нижегородского кремля)

Его шасси послужило базой для создания целого ряда специализированных и специальных модификаций военного и гражданского назначения.

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

На шасси ГАЗ-АА были созданы: радиостанции, радиосистема дальнего обнаружения РУС-2, радиомастерские и ремонтные «летучки», автолаборатории санитарно-гигиенического и противохимического назначения, топливо- и маслозаправщики, авиационно-пусковые машины, акустические и световые установки ПВО, различные цистерны, поливомоечные машины, кареты скорой помощи и пожарные машины.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (Мемориальный комплекс «Горьковчане фронту» в Аллее боевой славы Нижегородского кремля)

Агрегаты ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ широко применялись при создании военных и боевых машин, включая лёгкие танки, бронеавтомобили серий БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12 с 76,2-мм полковой пушкой, артиллерийских тягачей, «катюши» БМ-8-48 и другой техники.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА — самая массовая модель грузовика начала 30-х годов ХХ века (легендарная полуторка). На фотографии автомобиль ГАЗ-АА выпущенный в 1942 году.

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Экспозиционный автомобиль ГАЗ-АА найден в местах боёв в Смоленской области при личном участии руководителя поискового отряда Девяткина В.С. и передан в дар Центральному музею Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в июне 2000 года.

Добавить комментарий