Автомобиль ГАЗ-11-73

ГАЗ-11-73
ГАЗ-11-73 в Центральном выставочном зале «Манеж»

В конце 1930-х годов в СССР было принято решение о модернизации автомобиля ГАЗ-М-1.

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

В первую очередь, необходимо было заменить стремительно устаревающий двигатель. За опытом обратились к американцам.

ГАЗ-11-73
ГАЗ-11-73

Наиболее пригодным для производства и эксплуатации в СССР был признан шестицилиндровый двигатель Dodge D5 (в серии с 1928 года).

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

Этот двигатель имел современную, по тем временам, конструкцию, и почти в два раза большую литровую мощность, чем двигатель ГАЗ-М-1.

ГАЗ-11-73
ГАЗ-11-73

В 1937-38 годах в США было закуплено всё необходимое для производства оборудование, чертежи были переведены в метрическую систему.

В 1940 году началось серийное производство двигателя под обозначением ГАЗ-11. Двигатель имел рабочий объём 3,5 литра (точнее, 3485 см³) и хорошую для тех лет мощность — 76 л.с. Из-за того, что двигатель потяжелел на 85 килограммов, пришлось усилить переднюю подвеску колес.

ГАЗ-51
ГАЗ-51

Ещё в довоенные годы двигатель ГАЗ-11 примеряли на аэросанях и лёгких судах. Во время войны их в спарках (соединенные последовательно) ставили на лёгкие танки. А уже в мирное время с небольшими переделками двигатель применяли на легковых автомобилях ЗИМ (ГАЗ-12), грузовиках ГАЗ-51 и ГАЗ-5З, автобусах, дрезинах и погрузчиках. Более чем полувековая история агрегата была завершена, когда выпуск прямого потомка этого двигателя был прекращён в 1992 году с уходом на пенсию грузовика ГАЗ-52. Такое незаурядное долголетие стало лишним подтверждением правильного выбора конструкторов Горьковского автозавода.

ГАЗ-11-73
ГАЗ-11-73

Приспособленная для его установки версия «Эмки» обозначалась ГАЗ-11-73, от М-1 она отличалась, помимо двигателя, иным, более современным, оформлением передней части, кроме того, удлинили передние рессоры, установили передний стабилизатор поперечной устойчивости, повысили эффективность тормозов и ввели гидравлические амортизаторы двойного действия. Необычными для отечественных моделей тех лет стали впервые примененные на ГАЗ-11-73 рычаг ручного тормоза под панелью приборов с набалдашником пистолетного типа и кнопка включения стартера на приборной панели вместо напольной педали.

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

Автомобили ГАЗ-11-73 производились на Горьковском автомобильном заводе с 1941 по 1948 годы. Однако во время войны производство автомобиля было остановлено. Автомобиль ГА3-11-73 серийно выпускался почти до конца 1941-го, пока на заводе имелась возможность изготовления крупных штамповок из холоднокатаного автомобильного стального листа, но уже с 1942 года производство легковых автомобилей в Горьком пришлось приостановить. После войны ГА3-11-73 собирали небольшими партиями, в основном из оставшихся деталей, вплоть до 1948 года.

ГАЗ-11-73
ГАЗ-11-73 (Из коллекции Дмитрия Гуржия)

Производство автомобиля ГАЗ-11-73 продолжалось до 1948 года. Всего было выпущено 1250 автомобилей.

ГАЗ-11-73 (Из коллекции Дмитрия Гуржия)
ГАЗ-11-73 (Из коллекции Дмитрия Гуржия)

До наших дней в первозданном состоянии сохранилось несколько автомашин ГАЗ-11-73.

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

Внешне эти автомобили отличались от «эмки» иной формой облицовки радиатора. Передние и задние бамперы стали прямыми и обзавелись «клыками», удлинившими машину на 30 миллиметров. В интерьере автомобиля также произошли изменения: появился новый щиток приборов и изменилась отделка. Панель приборов окрашивалась под дерево.

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

Легковые автомобили ГАЗ-11-73 на заводе чаще всего окрашивались в чёрный, а иногда в тёмно-синий, вишнёвый или коричневый цвета. Само же производство машины освоили практически перед самым началом войны, поэтому большинству выпущенных модернизированных «эмок» пришлось отправиться на фронт, где они использовались в качестве командирских машин старшего офицерского состава. В армии машины в целях маскировки окрашивались в стандартный защитно-зеленый (хаки) цвет. Хромированные детали тоже покрывали краской, чтобы те не блестели, или просто демонтировали.

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

Несмотря на то, что это была обычная неполноприводная легковая машина, ГАЗ-11-73 неплохо справлялся с бездорожьем, во многом благодаря одинаковой колее колёс на обоих мостах (1440 мм) и большому дорожному просвету в 210 мм. Более мощный, чем у «эмки», двигатель обеспечивал машине лучшие тяговые свойства. Например, она легко преодолевала подъём крутизной до 17%.

ГАЗ-М-1
ГАЗ-М-1

По грунтовым дорогам ГАЗ-11-73 мог двигаться со средней скоростью 30-35 км/ч с приемлемым для седоков комфортом. Всё это несколько выделяло на фронтовых дорогах редкие ГАЗ-11-73 на фоне обычных ГАЗ-М-1. Волею судеб ГАЗ-11-73 стал первой серийной машиной, которая примерила на себя новый шестицилиндровый мотор.

Автомобиль ГАЗ-11-73
Автомобиль ГАЗ-11-73

Область применения автомобиля ГАЗ-11-73 отечественной милицией была точно такой же, как и у ГАЗ-М-1. Этот автомобиль использовали для своих нужд сотрудники ОРУД и групп патрулирования, также ГАЗ-11-73 известен как «чёрный воронок» военного и послевоенного времени, на котором передвигались сотрудники НКВД.

ГАЗ-61
ГАЗ-61

На базе ГАЗ-11-73 была создана модель ГАЗ-61 с приводом на все колёса и увеличенным дорожным просветом. Во время Великой Отечественной войны этим автомобилем пользовались маршалы Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев.

Существовали также модификации: ГАЗ-11-40 — четырёхдверный кабриолет, ГАЗ-11-41 — пикап. Но были сделаны только  его прототипы. Вместо этого был произведён ГАЗ-11-415.

Добавить комментарий