Москвич-400-420А кабриолет

Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин
«Москвич-400-420А» в Центральном выставочном зале «Манеж»

Создавая семейство кузовов для будущего «Москвича», немецкие инженеры, работавшие после войны в советской оккупационной зоне в восточной Германии, предложили шесть различных типов кузова, но кабриолета среди них не было.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Поэтому, открытый четырёхдверный кузов можно считать первой оригинальной разработкой конструкторов КБ кузовов МЗМА.

Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин
«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Официально он был представлен, как «автомобиль для южных районов страны».

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Неофициально — в условиях послевоенного дефицита стального проката кто-то решил сэкономить металл, заменив у легковых автомобилей обычную крышу на складной брезент.

Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин
«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Одновременно с открытой модификацией «Москвича», на ГАЗе проектировали и осваивали аналогичный кузов на базе «Победы».

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

В то же время на МЗМА пришли работать инженеры из Горького, например, один из ведущих конструкторов Бюро кузовов Л.И. Белкин, заведующий Бюро общей компоновки Б.Д. Кирсанов. Велика вероятность, что «Москвич»-кабриолет инженеры МЗМА создавали, активно обмениваясь идеями с коллегами и товарищами с ГАЗа.

«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин
«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Создание открытого несущего кузова — очень сложная задача, так как жесткая стальная крыша играет роль ключевого силового элемента, «увязывающего» вместе передний моторный отсек и задний багажник.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Убрать весь верхний «фонарь» кузова, оставив только лобовое стекло, можно у рамного автомобиля (ЗИС-102, ЗИС-110Б, ГАЗ-11-40, КИМ-10-51).

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

На кабриолете «Москвич», прежде всего, пришлось поставить жёсткие дуги над рамками дверей, усиленные трубами цилиндрического сечения.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Одновременно на жёсткие дуги над рамками дверей монтировался каркас съёмного тента.

Opel Kadett
Opel Kadett

Кстати, тем же путем до войны шли конструкторы Opel, проектировавшие кабриолеты на базе несущих кузовов моделей Kadett и Olympia. Но одних дуг оказалось недостаточно.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Для обеспечения требуемой жёсткости кузова на кручение, в разных местах пришлось приваривать несколько десятков уголков и раскосов. В результате, снизить металлоёмкость кузова практически не удалось, а его масса, по сравнению с седаном, даже увеличилась на 50 килограммов.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Правда, на усилители шёл не цельный стальной лист, как на крышу, а отходы и обрезки заготовок, которые неизбежно остаются при кузовном производстве.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Мягкий брезентовый тент был утеплён с тыльной стороны байковой тканью, хорошо натягивался на дуги, поэтому зимой в машине было не намного холоднее, чем в базовом седане, а возможные неплотности только создавали вытяжную вентиляцию. Да и времена массовой эксплуатации открытых автомобилей в 50-х ещё не были забыты. К ветровому стеклу натянутый тент пристегивали два кожаных ремня, а основание тента крепилось к торцу панели багажника оригинальным деревянным усилителем.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

В 1949-м, через два года после освоения базового седана «Москвич-400-420», с конвейера пошли кабриолеты. Идея открытого автомобиля «для южных районов» в то время всё-таки получила поддержку руководства. Тогда же в Горьком начался выпуск «Победы»-кабриолета, построенной по той же схеме с дугами и усилителями.

ГАЗ-М-20 «Победа» кабриолет
ГАЗ-М-20 «Победа» кабриолет

Так как обе модификации создавались «вдогонку», по инициативе конструкторов заводов, и не планировались типажом Министерства автотракторной промышленности, этим машинам не досталось отдельных цифровых индексов. «Москвич» обозначили, как модификацию «400-420А», а у открытой «Победы» вообще не было своего индекса, она числилась в документах, как и базовый седан ГАЗ-М20.

«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин
«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Серийные кабриолеты очень понравились кинематографистам, поэтому в советских художественных фильмах их часто использовали в качестве игрового транспорта. В 50-х на кабриолетах «Москвич» ездили персонажи, которых играли знаменитые артисты: Павел Кадочников в картине «Большая семья», Георгий Вицин в фильме «Она вас любит».

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Спустя много лет, в конце 70-х, на стареньком «Москвиче-400-420А» двое молодых мужчин с огромной скоростью возили по крымским серпантинам героиню фильма «Дамы приглашают кавалеров», которую играла Марина Неелова. Кабриолету «Москвич» нашлось место даже в фантасмагорической ленте «Оно», снятой на «Ленфильме» по мотивам повестей русского сатирика XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Автомобиль
Автомобиль «Москвич-400» (Музей Москвы)

В 1952-1953 годах выпуск кабриолетов сочли нерентабельным — слишком дорого в условиях массового производства приваривать все лишние усилители и косынки. Поэтому, выпуск открытых машин как начали, так и прекратили почти одновременно и МЗМА и ГАЗ. До модернизации 1954 года и замены индекса базовой модели с «Москвич-400-420» на «Москвич-401» кабриолет не дожил.

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Всего с конвейера МЗМА сошло 17742 открытых «Москвича». Сегодня эти машины встречаются значительно реже, чем аналогичные седаны, и ценятся достаточно высоко. Люди, мечтавшие об открытой машине, потом днём с огнём искали подержанные кабриолеты «Москвич» и «Победа».

«Москвич-400-420А» кабриолет
«Москвич-400-420А» кабриолет

Техническая характеристика «Москвича-400-420А» кабриолета: Число мест — 4. Габаритные размеры — 3855х1400х1555 мм. Колёсная база — 2340 мм. Двигатель — бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный МЗМА-400. Рабочий объём — 1074 см3. Мощность — 23 л.с. при 3600 об/мин. Снаряженная масса — 855 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Расход топлива — 8 л/100 км.

Добавить комментарий