Автомобиль ГАЗ-ГЛ-1

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1 в Центральном выставочном зале «Манеж»

ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль заводской постройки, выпущен на Горьковском автомобильном заводе предположительно не более чем в двух экземплярах. Разработан в 1938 году на базе серийного автомобиля ГАЗ-М-1.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

На соревнованиях в 1938 году Герой Советского Союза лётчик Михаил Михайлович Громов на подаренном ему (после беспосадочного перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто) серийном переднеприводном автомобиле «Cord-812» развил скорость 141,565 км/ч. Это достижение было близко к существовавшему в те годы рекорду СССР.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

Решением партии на Горьковском автомобильном заводе была создана конструкторская группа под руководством Евгения Владимировича Агитова.

ГАЗ-М-1  («Эмка»)
ГАЗ-М-1 («Эмка»)

По причине отсутствия каких-либо других серийных автомобилей Горьковского автозавода, проектирование первого советского гоночного автомобиля заводской постройки начато на базе серийной «Эмки» ГАЗ-М-1.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

Первый экземпляр был построен в 1938 году. Новый проект получил название «Гоночная Липгарта», в честь главного конструктора Горьковского автомобильного завода Андрея Александровича Липгарта.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

На стандартной раме ГАЗ-М-1 был установлен открытый обтекаемый 2-местный кузов, часть деталей была заимствована у серийной машины. Общая масса гоночного автомобиля оказалась значительно снижена.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

Серийный двигатель ГАЗ-М-1 был подвергнут форсировке: увеличен диаметр клапанов, применена новая головка блока цилиндров, мощность двигателя возросла с 50 л.с. до 65 л.с.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

Заводским испытателем ГАЗ являлся Аркадий Фёдорович Николаев. На первом заезде в Киеве (1938 год) удалось достичь скорости 143 км/ч. В Москве этот испытатель разогнал машину до 147 км/ч.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

В 1940 году построен гоночный автомобиль ГАЗ-ГЛ-1 второй модификации. За его основу был взят более мощный автомобиль ГАЗ-11-73.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

Его 6-цилиндровый двигатель с рабочим объёмом 3,4 литра также подвергся форсировке, было установлено два карбюратора, благодаря чему мощность агрегата возросла до 100 л.с.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

Изменился также внешний вид машины в сравнении с вариантом 1938 года: появилась закрытая обтекаемая кабина, была изменена облицовка радиатора.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

На гоночном автомобиле ГАЗ-ГЛ-1 второй модификации Аркадий Фёдорович Николаев 22 сентября 1940 года установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости: 161,87 км/ч.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

В 1941 году планировалось провести работу над третьим поколением гоночного автомобиля, но началась Великая Отечественная война, и работы были прекращены. Все автомобили ГАЗ-ГЛ-1 оказались утрачены.

ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль заводской постройки, выпущен на Горьковском автомобильном заводе
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль заводской постройки, выпущен на Горьковском автомобильном заводе

Аркадий Фёдорович Николаев больше не вернулся в автоспорт и стал работать по основной специальности (авиационный техник). Конструктор машины Евгений Владимирович Агитов во время войны (4 января 1942 года) покончил жизнь самоубийством.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

В 1970-е годы советский художник Александр Николаевич Захаров на основе имеющихся архивных фотографий воссоздал облик первого советского гоночного автомобиля, рисунок был опубликован в журнале «Техника-молодёжи».

ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль заводской постройки
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль заводской постройки

В 2006 году фирма «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» начала воссоздание автомобиля ГАЗ-ГЛ-1, причём в создании репликара применялись детали от старых ГАЗ-М-1.

ГАЗ-ГЛ-1
ГАЗ-ГЛ-1

В 2010 году автомобиль ГАЗ-ГЛ-1 был готов и в настоящее время располагается в экспозиции музея ретро автомобилей на Рогожском Валу в Москве.

Добавить комментарий