Сергей Владимирович Ильюшин

Ил-2 - знаменитый
Ил-2 — знаменитый «летающий танк»

Сегодня 120 лет со Дня Рождения Сергея Владимировича Ильюшина — выдающегося советского авиаконструктора. Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик Академии наук СССР С.В. Ильюшин родился 30 (18 марта по старому стилю) марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии.

Штурмовик Ил-2. Экспозиция Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Штурмовик Ил-2. Экспозиция Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Всемирную славу КБ и его руководителю — С.В. Ильюшину принесли военные самолёты. Первой машиной, построенной ильюшинским КБ, стал дальний бомбардировщик ЦКБ-26. При испытаниях самолёта были получены хорошие лётные данные, не уступавшие характеристикам однотипных зарубежных бомбардировщиков.

Работая над совершенствованием этой модели, С.В. Ильюшин разработал несколько модификаций: ДБ-3, ДБ-3Ф, последняя из которых была названа Ил-4. Гроза немецкой армии, бомбардировщики Ил-4 уже в первые часы Великой Отечественной войны успешно атаковали режимные объекты Берлина.

Арбат. Мемориальная доска на доме 23, где жил лётчик-штурмовик Александр Иванович Зенин
Арбат. Мемориальная доска на доме 23, где жил лётчик-штурмовик Александр Иванович Зенин

Штурмовики Ил-2, прозванные в народе «летающими танками» и «чёрной смертью» и удачно сочетающие в себе «скорость, маневр, броню и огонь», наносили неожиданные и сокрушительные удары по врагу, защищая рубежи Родины.

50-летие освобождения территории Украины
50-летие освобождения территории Украины

Создание Ил-2 явилось революцией не только в самолётостроении, — говорил дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Николаевич Ефимов, — а и в тактике, в самой сущности штурмовых действий, идея которых, хоть и возникла ещё в Первую мировую войну, чуть не была похоронена применением самолётов Р-5 ССС, И-15 бис, И-153, Су-2 и других, по существу не приспособленных для действий над полем боя. Самолёт Ил-2 возродил, дал новую сущность и полнокровную жизнь штурмовой авиации.

В послевоенное время страна остро нуждалась в расширении парка транспортных пассажирских самолётов. И здесь конструкторское бюро С.В. Ильюшина ответило на зов времени: были разработаны реактивные Ил-12 и Ил-18 — лёгкие машины надёжной и прочной конструкции, для создания которых Сергеем Владимировичем было решено множество сложных проблем.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Фронтовой бомбардировщик Ил-28 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

В 1951 году Сергею Владимировичу Ильюшину была вручена  Сталинская премия второй степени за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28).

Дальнейший этап в творческой деятельности С.В. Ильюшина – пассажирский трансконтинентальный лайнер Ил-62, вышедший на воздушные линии в 1967 году и его модификация Ил-62М, ставший флагманом Аэрофлота. Примечательно, что даже такой очень большой самолёт сохранил простоту и лёгкость управления, присущую всем «илам». В этом – одно из проявлений творческого стиля С.В. Ильюшина, стиля, которому свойственно стремление к оптимальному проектированию, упорство в достижении максимальной надёжности и безопасности самолёта в сочетании с высокой экономичностью или боевой эффективностью.

Транспортный самолёт Ил-76МД
Транспортный самолёт Ил-76МД

28 июня 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С.В. Ильюшина провести исследовательские работы по созданию проекта военно-транспортного самолёта Ил-76.

Военно-транспортный самолёт Ил-76
Военно-транспортный самолёт Ил-76

Уже 25 февраля 1967 года Генеральный конструктор С.В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение по созданию Ил-76. 27 ноября 1967 года Советом Министров СССР было принято постановление о начале работ по созданию Ил-76. Работы по созданию самолёта проходили под руководством заместителя Генерального конструктора Г.В. Новожилова. Ил-76 является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями.

Самолёт Ил-76МД-90А «Виктор Ливанов»
Самолёт Ил-76МД-90А «Виктор Ливанов»

Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиации России.

Самолёт Ил-76 МДК Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина
Самолёт Ил-76 МДК Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина

Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для транспортных перевозок.

Противолодочный самолёт Ил-38Н
Противолодочный самолёт Ил-38Н

В 1971 году Сергею Владимировичу Ильюшину была вручена Государственная премия СССР за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев
Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев

Характерной чертой творческой деятельности Сергея Владимировича Ильюшина являлась простота проектных решений.

Штурмовик Ил-2
Штурмовик Ил-2

В своих воспоминаниях генеральный конструктор, академик Александр Сергеевич Яковлев особо отмечает эту черту, называя С.В. Ильюшина «мастером простых решений». Конечно, эта «простота» требовала огромного творческого напряжения и совершенно чёткого и ясного представления эксплуатационной жизни проектируемого самолёта.

В коллективе ОКБ, отметившем в 1971 году 40 лет своей деятельности, был создан крайне необходимый Аэрофлоту реактивный грузовой самолёт Ил-76Т, который перевозил огромное количество разнообразных грузов по необъятным просторам нашей Родины. Самолёт имеет герметическую кабину, обладает большой грузоподъемностью.

Добавить комментарий