Сто пятьдесят лет назад во льдах Финского залива приступило к работе первое судно ледокольного типа «Пайлот»

Ледокол
Ледокол «Пайлот»

22 апреля 1864 года во льдах Финского залива приступило к работе первое в мире паровое судно ледокольного типа «Пайлот».

Бороться с ледовыми полями, преграждавшими путь, моряки стремились издавна. В ХIХ веке суда, ходившие в Балтийском море, с началом ледостава иногда оборудовали насаживаемой на форштевень ледовой насадкой – похожей на те, каковую представляет форма носа современных ледоколов – «наползающих» на ледяные поля. Но пути технического решения чисто ледокольного судна были тогда ложны – конструкторам, которые полагались на силу механического двигателя и паро-силовой энергетической установки, оно мыслилось как ледорез – рассекающий льды напролом, предельно удлиненной носовой частью. Было много и иных идей, основанных на представлении о борьбе с льдом «прямой» силой.

Новатором оказался кронштадтский судовладелец Михаил Осипович Бритнев. Именно «Пайлот», судно всего 26 метров длины, с машиной мощностью лишь 60 лошадиных сил, стало первым в мире механическим ледоколом. Его создатель – механик-самоучка — был выдающимся изобретателем своего времени. Задумавшись над проблемой плавания во льдах, Михаил Осипович Бритнев перестроил носовую часть парохода, снабдив привычной нам ледокольной формой. Этого оказалось достаточно, чтобы ходить в замерзающем Финском заливе, поддерживая навигацию. В 1875 году на заводе М.О. Бритнева в помощь «Пайлоту» было построено второе подобное судно — «Бой», а в 1889 году третье — «Буй». Ледоколы Михаила Бритнева «Бой» и «Пайлот» обслуживали Кронштадскую линию 27 лет, оказав помощь множеству судов, но ни разу не получили серьёзных повреждений.

Успех и известность конструкции ледокола М.О. Бритнева принесла холодная зима 1870/1871 годов. В тот год замерзла река Эльба и акватория Гамбургского порта. Судоходство прекратилось, владельцы судоходных компаний несли убытки. В этой обстановке власти Гамбурга за 300 рублей приобрели у Михаила Бритнева чертежи «Пайлота», переделали по его подобию несколько портовых паровых судов и восстановили навигацию. Этому же примеру последовали предприниматели Дании, Швеции и США. В дальнейшем в результате усовершенствования бритневской конструкции в различных странах появились собственные проекты ледоколов — ледоколы с носовым винтом (американского типа), ледоколы гамбургского типа.

Ледокол
Ледокол «Ермак»

Успех и мировое признание бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули адмирала Степан Осипович Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак».

Добавить комментарий