Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

В октябре 2001 года на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. была смонтирована сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12 (Транспортёр Морской, тип 3, калибр 12 дюймов).

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра (15 850 мм) для установок TM-III-12 были найдены буквально на дне морском. В 1931 году вместе с башенными установками их сняли с линкора «Императрица Мария», затонувшего 6 октября 1916 года на рейде Севастополя при невыясненных до конца обстоятельствах.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

После замены внутренней трубы часть из них использовали при создании береговых батарей Севастополя, на базе остальных было решено создать железнодорожные артиллерийские установки для Балтийского флота.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Батарея из трёх ТМ-III-12 отправилась служить под Ленинград, где в обстановке предельной секретности были построены сети железнодорожных подъездов и поворотных площадок для кругового обстрела.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Основным способом стрельбы советских тяжёлых железнодорожных установок была стрельба с бетонного основания. Строительство этого сооружения размером 16x16x3 м длилось несколько недель. Установка превращалось из железнодорожной в обычную береговую, которая обладала рядом преимуществ, особенно при стрельбе по движущимся целям.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

У ТМ-III-12 был и дополнительный метод стрельбы — с колёс. Так как угол поворота 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, то стрельба производилась со специальных железнодорожных веток (усов) с радиусом закругления 500 метров.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для изменения угла горизонтального наведения на 10 градусов транспортёр должен был передвинуться по ветке на несколько десятков метров вперёд или назад.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

В боекомплект установки ТМ-III-12 входили старые бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 года весом 470 килограммов.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Дальность стрельбы таким снарядом составляла 29 километров. В 30-е годы на вооружение был принят лёгкий дальнобойный фугасный снаряд образца 1928 года.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Его вес составил 314 килограммов, а максимальная дальность стрельбы — 44 километра.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Во время финской войны батарея обстреливала Выборг. Ресурс стволов, рассчитанных на 250 выстрелов, был значительно истрачен, их заменили на «единокровных братьев» с той же «Императрицы Марии» и «Гангута». Обновленные установки переправили на полуостров Ханко, который СССР получила от Финляндии в аренду и где была спешно построена первая в стране зарубежная военная база.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Великая Отечественная война началась для 9-й батареи 305-мм железнодорожных артустановок TM-III-12 уже 22 июня 1941 года. Прежде чем оставить позиции после 164-дневной обороны, командование приказало всё взорвать. Но превратить колоссальные установки в груду абсолютно непригодного лома непросто.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Финны сумели их восстановить: ведь самые главные «запчасти» — 305-мм стволы подарила Финляндии Франция, у которой после Гражданской войны оказались остатки российского флота во главе с линкором «Император Александр III».

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Линкор «Император Александр III» (с 29 апреля 1917 года назывался «Воля»), остался в Севастополе, где «пошёл по рукам», оказываясь в составе украинского, английского, немецкого, и, наконец, врангелевского флота. В октябре 1919 года линкор переименован в «Генерал Алексеев». Линкор «Генерал Алексеев» в 1920 году ушёл с остатками Черноморского флота в Бизерту (Тунис). В 1936 году линкор «Генерал Алексеев» был разобран в Бизерте на металл, а его 305 и 130-мм орудия были складированы в арсенале Сиди-Абдула в Тунисе. Финнам досталось 8 орудий из 12. Финское судно «Нина» с оставшимися четырьмя орудиями было задержано в норвежском Бергене после немецкой оккупации Норвегии. Несмотря на «союзнические обязательства», немцы конфисковали груз, и использовали орудия при создании «Атлантического вала», вооружив ими 30,5-см батарею «Нина» на британском острове Гернси (Нормандские острова были захвачены летом 1940 года). После гибели в ходе авианалёта главного строителя батареи капитана 1 ранга Мируса батарея «Нина» получила название «Мирус». Летом 1944 года эта батарея добилась попадания в американский крейсер. Кстати, есть мнение, что сюжет книги и фильма «Пушки острова Наварон» частично основан на действиях этой батареи.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

По условиям перемирия с Финляндией все её трофеи, захваченные у СССР, подлежали возврату. В том числе в январе 1945 года были возвращены в боеспособном состоянии и три транспортёра ТМ-III-12 бывшей батареи № 9.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

С января 1945-го 305-мм железнодорожной артустановки ТМ-III-12 снова в советском строю. Батареи присвоили  № 294.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Шло время. Свои первые шаги делала ракетная техника. «Наверху» посчитали, что артиллерийские системы уже устарели и, что пора заменять орудия ракетными противокорабельными комплексами. В 1960 году батареи расформировали, началась консервация транспортёров. В мае 1961 года после ремонта железнодорожные установки ТМ-III-12 перевели на «объект 100» (дер. Гора-Валдай). В конце 1961 года была окончательно завершена консервация, и все артустановки разместили на территории форта «Красная Горка». К 9 мая 1975 года на форту открылась экспозиция ЦВММ, посвящённая береговой обороне КБФ. Военно-Морской флот передал Центральному военно-морскому музею один ТМ-III-12. В это же время наряду с мемориальным транспортёром на территории «Красной Горки» хранилось ещё два транспортёра ТМ-III-12.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

В форте «Красная горка» будущий экспонат Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и нашёл директор музея Вячеслав Иванович Брагин.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Большинство гигантских орудий, хранящихся на складах, уже были разрезаны и пошли на металлолом. Доказывать, что уникальный военно-технический образец более ценен в виде памятника, пришлось в самых высоких инстанциях. Но главные испытания были впереди.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Инженерно-транспортная эпопея с элементами триллера — так, пожалуй, можно определить заключительную, посвящённую перевозке и установке 305-мм морской артиллерийской железнодорожной установки ТМ-III-12 на Поклонной горе часть книги В.И. Брагина «Пушки на рельсах», которая стала итогом многолетних поисков информации о судьбе советской железнодорожной артиллерии.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

Модель: ТМ-III-12, Тип: сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система, Калибр: 304,8 (305) мм, Масса ствола: 48 688 кг, Длина ствола: 15,85 м, Дальность стрельбы: до 44 км, Скорострельность: 1−2 выстрела в минуту, Масса в походном положении: 340 т, Длина транспортера: 33,92 м.  Для перевозки и обслуживания батареи из трёх установок ТМ-III-12 требовалось 110 единиц подвижного состава и 459 офицеров и бойцов. Артустановка поражала береговые и морские цели, движущиеся со скоростью до 60 узлов.

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12

До наших дней сохранилось три экземпляра артиллерийской установки ТМ-3-12, один находится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., второй в Музее железнодорожной техники имени В.В. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, третья на форту «Красная Горка» недалеко от Санкт-Петербурга.

Добавить комментарий