Космический полёт корабля многоразового использования «Буран»

БТС-001 на территории ВДНХ в Москве
БТС-001 на территории ВДНХ в Москве

15 ноября 1988 года состоялся старт универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия». Завершается первый и последний 205-минутный космический полёт корабля многоразового использования «Буран».

Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)

Больше ни одного пуска «Энергии» произведено не было, и в первую очередь по достаточно прозаичной причине: в настоящее время в космическом пространстве просто нет объектов, для обслуживания которых понадобились бы полёты этой огромной ракеты грузоподъёмностью свыше 100 тонн.

БТС-001 на территории ВДНХ в Москве
БТС-001 на территории ВДНХ в Москве

РН «Энергия» является единственной советской и российской ракетно-космической системой, которая принципиально могла использовать в качестве топлива жидкий водород на всех этапах выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.

«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы
«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (макет)

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в беспилотном режиме.

Модель космического корабля «Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)
Модель космического корабля «Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)

Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннесса.

БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса
БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса

Это один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК, «Буран» был ответом на аналогичный американский проект «Спейс шаттл».

Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ

Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)

Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ

Ведущий разработчик МТКК «Буран» — Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.

Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ

Технические характеристики «Бурана» — орбитального корабля-ракетоплана советской многоразовой транспортной космической системы: длина — 36,4 метра, размах крыла — около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 метров, стартовая масса — 105 тонн.

Модель космического корабля «Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)
Модель космического корабля «Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)

Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 тонн при взлёте, до 20 тонн при посадке.

БТС-001 на территории ВДНХ в Москве
БТС-001 на территории ВДНХ в Москве

В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полёта в составе ракетно-космического комплекса, автономного полёта на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше 70 м³.

«Буран» — советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования

«Буран» имеет треугольное крыло с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

БТС-001 на территории ВДНХ в Москве
БТС-001 на территории ВДНХ в Москве

Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется манёвр возврата или выхода на одновитковую траекторию.

БТС-001 на территории ВДНХ в Москве
БТС-001 на территории ВДНХ в Москве

Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления.

Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ

Бортовой комплекс управления состоит примерно из пятидесяти программных систем, на базе компьютера IBM System/370. Часть системных команд из IBM-набора S/370 не была реализована, в то же время было добавлено много оригинальных команд общего назначения, не имеющих аналогов в IBM-наборе.

Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)

На борту корабля находилось два комплекта БЦВМ «Бисер-4» по четыре аппаратно-параллельных компьютера и аппаратного компаратора, допускающего автоматического отключения подряд 2-х компьютеров в случае аварийных результатов (4 основных + 4 резерв). Кстати, КК «Space Shuttle» имеет только программное резервирование.

Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ

При разработке программного обеспечения (ПО) для наземных систем космического корабля, использовались технология структурного проектирования программ, с использованием языка ДИПОЛЬ, а для решения задач моделирования, использовался язык ЛАКС. ПО БЦВМ и Операционная Система (ОС) были написаны на языках ПРОЛ2 (по мотивам языка ПРОЛОГ) и Assembler/370.

Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия-Буран». Мемориальный музей космонавтики (Проспект мира, дом 111)

В разработке ПО было широко использована концепция R-технологии (R-машина и R-язык), с использованием системы автоматизации программирования и отладки САПО.

Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ

Применение компьютерных технологий, разработанных в СССР, позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объёмом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает его аварийное возвращение на землю в автоматическом режиме.

«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (макет)
«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (макет)

БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году полноразмерный макет был передан в лизинг обществу «Космос — Земля» (президент — космонавт Герман Титов). До июня 2014 года был установлен на Пушкинской набережной Москвы-реки в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В нём был организован научно-познавательный аттракцион. В ночь с 5 по 6 июля 2014 года макет перемещен на территорию ВДНХ. Работы по демонтажу, транспортировке и установке «Бурана» были завершены до 1 августа, к дню празднования 75-летия ВДНХ.

Добавить комментарий