Михаил Ильич Кошкин конструктор Т-34

Конструктор танка Т-34 Кошкин М.И. (Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Переяславец М.В. 1986 г. бронза)
Конструктор танка Т-34 Кошкин М.И. (Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Переяславец М.В. 1986 г. бронза)

Танк Т-34 разработан под руководством Главного конструктора по танкам Харьковского паровозостроительного завода Михаила Ильича Кошкина. Михаил Ильич Кошкин родился  21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье.

Танки Т-34-85 на Красной площади
Танки Т-34-85 на Красной площади

На 17 марта 1940 года был назначен показ в Кремле высшим руководителям страны новых образцов танковой техники. Изготовление двух прототипов Т-34 только-только завершилось, танки уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)

Но спидометры машин только-только отсчитывали первые сотни километров пробега. По действовавшим тогда нормативам пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)

Чтобы успеть произвести обкатку и намотать необходимый пробег, Михаил Ильич Кошкин принял решение перегнать опытные машины из Харькова в Москву своим ходом.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)

Это было рискованное решение: сами танки являлись секретным изделием, которое никак нельзя было показывать населению.

Фрагмент корпуса танка Т-34 выпуска 1941 года (верхний кормовой лист)
Фрагмент корпуса танка Т-34 выпуска 1941 года (верхний кормовой лист)

Один факт выезда на дороги общего пользования, правоохранительные органы могли расценить, как разглашение государственной тайны.

Повреждённый дизель В-2-34 танка Т-34 участвовавшего в 1943 году в боевых действиях под Новгородом
Повреждённый дизель В-2-34 танка Т-34 участвовавшего в 1943 году в боевых действиях под Новгородом

На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам-водителям и ремонтникам техника могла встать из-за любых поломок, попасть в аварию.

Фрагмент корпуса танка Т-34 выпуска 1943 года (верхний носовой лист)
Фрагмент корпуса танка Т-34 выпуска 1943 года (верхний носовой лист)

К тому же начало марта – это ещё зима. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка.

Танк Т-34-85 установлен 9 мая 1970 года в Нижегородском кремле
Танк Т-34-85 установлен 9 мая 1970 года в Нижегородском кремле

Михаил Ильич Кошкин лично взял на себя огромную ответственность за этот пробег. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» (ш. Дмитровское, д. 89А, дер. Шолохово, Московская обл.)

Часть пути Михаил Ильич Кошкин сам вёл новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки.

Танки Т-34-85 на Красной площади
Танки Т-34-85 на Красной площади

Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта, а 17 марта 1940 года их перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега М.И. Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Н. Носиком и В. Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля – один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте. Иосифу Виссарионовичу Сталину понравилась изящная быстрая машина. Его слова разные источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках», по словам других, фраза звучала иначе: «Это первая ласточка танковых войск».

Танк Т-34-85 в Измайловском парке
Танк Т-34-85 в Измайловском парке

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищённости новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. Михаил Ильич Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замёрз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, вскоре он стал инвалидом – врачи удалили ему одно лёгкое. 26 сентября 1940 года в санатории «Липки» под Харьковом Михаил Ильич Кошкин умер. Ему не исполнилось и 42 лет. За его гробом шёл весть коллектив завода, без него остались жена Вера и трое детей. Работы над освоением танка Т-34 продолжал товарищ Кошкина новый Главный конструктор А.А. Морозов. 

Танк Т-34-85 у Центрального музея Вооружённых Сил
Танк Т-34-85 у Центрального музея Вооружённых Сил

В 1942 году М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко за создание Т-34 стали лауреатами Сталинской премии, для Михаила Ильича она оказалась посмертной. Он не увидел триумфа своего детища.

Добавить комментарий