ГАЗ М-20 «Победа»

ГАЗ М-20 «Победа», вторая серия и ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия
ГАЗ-М-20 «Победа», вторая серия и ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия

«Победа» — серийный легковой автомобиль советского производства, выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе с 1946 по 1958 годы.

Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»

ГАЗ-М-20 — один из первых в мире массовых серийных автомобилей с несущим 4-дверным кузовом понтонного типа, у которого не было отдельных крыльев, подножек и фар.

Автомобиль ГАЗ М-20Б «Победа», седан-кабриолет
Автомобиль ГАЗ М-20Б «Победа», седан-кабриолет

Выпускался автомобиль ГАЗ-М-20 в различных модификациях, в том числе и с открытым кузовом типа «кабриолет».

Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа», вторая серия
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа», вторая серия

Правительственное задание на проектирование и подготовку к производству новой модели легкового автомобиля, который бы соответствовал современным тенденциям мирового автомобилестроения и обладал улучшенными эксплуатационными характеристиками, нежели выпускавшийся в тот момент автомобиль ГАЗ-М1, руководство Горьковского автозавода получило в декабре 1941 года.

Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» в Центральном детском магазине на Лубянке
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» в Центральном детском магазине на Лубянке

Однако Горьковский автомобильный завод был полностью занят выпуском военной техники, и реализация проекта была на время отложена.

Тогда же, в самом конце 1941 года, Горьковский автомобильный завод получил трофейный немецкий автомобиль Opel Kapitan 1938 года выпуска.

Этот автомобиль был выбран в качестве прототипа, поскольку эта машина наилучшим образом соответствовала требованиям технического задания и представлениям советских конструкторов о том, каким должен быть современный легковой автомобиль.

Практическая разработка автомобиля ГАЗ-25 «Родина» началась в начале феврале 1943 года с эскизного проекта художника В. Бродского.

3 февраля 1943 года в Москве в Наркомсредмаше проходило совещание, на котором Андрей Александрович Липгарт, главный конструктор ГАЗа, выступил с докладом, на котором детально обрисовал новые модели автомобилей, готовящиеся к выпуску, в том числе и ГАЗ-25 «Родина», несмотря на то, что этот проект существовал лишь в виде общих эскизных набросков.

По возвращению в Горький на заводе была организована группа конструкторов, задачей которой было создание нового легкового автомобиля среднего класса.

Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»

В неё вошли Б. Кирсанов (руководитель конструкторской группы), А. Кириллов (ведущий конструктор кузова) и другие инженеры.

Работа шла под контролем заместителя главного конструктора А. Кригера (он отвечал за шасси и двигатель) и Юрия Сорочкина (он контролировал ход работ по проектированию кузова).

По инициативе Юрия Сорочкина к работам был привлечен художник Вениамин Самойлов, который и создал уникальный облик автомобиля.

Вариант Вениамина Самойлова был принят в разработку. В отличие от окончательного варианта «Победы» у автомобиля Вениамина Самойлова задние двери навешивались на заднюю стойку кузова и открывались, как у Opel Kapitan, назад, против хода машины.

Сам художник своего проекта в металле не увидел. Вскоре после окончания работы над эскизами Вениамин Самойлов трагически погиб. Первый опытный образец автомобиля был готов 6 ноября 1944 года, за заводские ворота на испытательный полигон его вывел лично Андрей Александрович Липгарт. В скором времени на испытания поступили ещё две машины.

В отличие от серийного образца «Победы» эти три машины были оснащены 6-цилиндровыми двигателями от автомобиля ГАЗ 11-73 (модернизированный вариант ГАЗ-М1, выпускавшийся в военные годы).

Этот мотор производился по лицензии американской фирмы Dodge. В линейке будущих «Побед» предусматривался выпуск автомобилей как с 6-цилиндровым модернизированным мотором Dodge D5, так и с 4-цилиндровым двигателем.

Причём, первая модификация была основной, а вторая предназначалась для комплектования таксопарков. Но позже от идеи оснащения нового автомобиля 6-цилиндровым мотором решили отказаться в пользу 4-цилиндрового по соображениям экономии топлива (которого в послевоенные годы в стране не хватало) и упрощения конструкции машины.4-цилиндровый двигатель был унифицирован по деталям с более мощным вариантом и представлял собой всё ту же усечённую на треть «шестерку», которая позже применялась в автомобилях ЗИМ и грузовиках Горьковского автозавода (в частности, ГАЗ-51).

19 июня 1945 года обе модификации, с 6 и 4-цилиндровыми двигателями, были представлены Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа», вторая серия
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа», вторая серия

26 августа 1945 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому производство ГАЗ-М-20 было намечено на 28 июня 1946 года.

Автомобиль ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия
Автомобиль ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия

Серийный выпуск новой машины начался с опережением графика — 21 июня 1946 года (но этот факт не находит убедительного подтверждения).

Техническая характеристика легкового автомобиля М-20 «Победа»
Техническая характеристика легкового автомобиля М-20 «Победа»

Автомобили изготавливались по обходной технологии, большей частью вручную. До конца 1946 года было выпущено всего 23 автомобиля.

Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа»

Массовое производство автомобилей ГАЗ-М-20 было запущено 28 апреля 1947 года.

ГАЗ-М-20 «Победа»
ГАЗ-М-20 «Победа»

При этом первоначальный вариант автомобиля подвергся модернизации. Было изменено оформление передней части автомобиля, заменён спидометр (с ленточного на стрелочный), предусмотрено место для установки радиоприёмника.

ГАЗ-М-20 «Победа»
ГАЗ-М-20 «Победа»

ГАЗ-М20 стал первым советским легковым автомобилем, у которого кроме заводского индекса появилось название — «Победа». Буква «М» в индексе автомобиля обозначает слово «Молотовец» — с 1935 года по 1957 год завод носил имя наркома Вячеслава Михайловича Молотова.

ГАЗ-М-20 «Победа»
ГАЗ-М-20 «Победа»

Цифра «20» означает принадлежность автомобиля к новому модельному ряду с уменьшенным рабочим объемом двигателя (до «двух литров»).

ГАЗ-21 «Волга» - автомобиль среднего класса. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21
ГАЗ-21 «Волга» — автомобиль среднего класса. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21

Модели старшей линейки обозначались как «1х» — ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-13 «Чайка». В последующие годы эта индексация сохранилась — ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-24 «Волга».

Модификации «Победы»: 1946-1948 годы — ГАЗ-М-20 «первой» серии. 1948-1954 годы — ГАЗ-М20 «второй» серии. Модернизации подверглись рессоры, термостат, с 1950 года часы, машина получила отопитель и систему вентиляции (обдув ветрового стекла). С 1950 года на «Победу» стали устанавливать новую коробку передач и водяной насос (оба механизма от автомобиля «ЗИМ»). Суммарный с начала производства объем выпуска — примерно 160 тысяч экземпляров.

ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия
ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия

ГАЗ-М-20В — серийный легковой автомобиль, выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе с 1955 по 1958 годы. На автомобиль стали устанавливать модернизированный двигатель мощностью в 52 лошадиные силы.

ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия
ГАЗ-М-20В «Победа», третья серия

Машина получила новую облицовку радиатора и радиоприемник. Объём выпуска 24285 экземпляров. Общий с первыми модификациями и ГАЗ-М-20В объём выпуска 184285 экземпляров.

ГАЗ-М-20А «Победа», такси
ГАЗ-М-20А «Победа», такси

ГАЗ-М-20А — автомобиль, выпускавшийся с 1949 по 1958 годы. Модификация «Победы» для работы в качестве такси. Кузов седан-фастбек. По сравнению с базовым вариантом у этого были иное оформление салона и кузова. Общий объём выпуска 37492 экземпляра.

1949-1953 годы — ГАЗ-М-20Б «Победа-кабриолет». Автомобиль с открывающимся тканевым верхом и несъемными боковинами, выполняющими функции дуг безопасности. Общий объём выпуска 14222 экземпляра.

Автомобиль ГАЗ-М-72
Автомобиль ГАЗ-М-72

1955-1958 годы — ГАЗ-М-72. Первый в мире джип с комфортабельным несущим кузовом.

Автомобиль ГАЗ-М-72
Автомобиль ГАЗ-М-72

Машина была гибридом «Победы», от которой был позаимствован кузов, и автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 «Труженик».

Автомобиль ГАЗ-М-72
Автомобиль ГАЗ-М-72

Автомобиль ГАЗ-М-72 никогда не носил имя «Победа» и был выпущен в количестве 4677 штук.

Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа», пикап
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа», пикап

Общее количество выпущенных за годы производства автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» включая малосерийные модели (пикап, фургон, парадный военный кабриолет) составило 241497 экземпляров.

Добавить комментарий