Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

4-дверный 5-местный седан ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»)
4-дверный 5-местный седан ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»)

В 2015 году самый массовый советский автомобиль середины ХХ века «Эмка» празднует своё 79-летие.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

«Эмка» стала одним из символов «победившего социализма» 30-х годов ХХ века.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

В 1932 году компания Ford обновила линейку автомобилей, выпустив модель V8-40.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Это была настоящая революция в машиностроении: на смену каркасно-панельной технологии сборки кузова пришла штамповка из тонкого стального листа.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Штамповка позволила наладить конвейерное производство прочных и относительно недорогих закрытых корпусов.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Естественно, новинкой сразу же заинтересовались в СССР. А по действовавшему тогда договору о сотрудничестве Ford был обязан передавать советской стороне всю конструкторскую и технологическую документацию на новые машины.

Выставка Достижений отечественного и зарубежного автопрома на ВДНХ
Выставка Достижений отечественного и зарубежного автопрома на ВДНХ

Получив чертежи, горьковчане задумались о создании собственного автомобиля повышенной комфортности.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Идею заменить устаревший фаэтон ГАЗ-А практичным седаном поддержал лично нарком тяжёлого машиностроения Григорий Константинович Орджоникидзе.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Бытует мнение, что автомобиль ГАЗ-М-1 был просто «срисован» с американского предшественника.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Но на самом деле это не так: изучив чертежи, инженеры пришли к выводу, что новый Ford получился «неженкой» и не способен выдержать бездорожье.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Неудивительно: ведь за океаном ориентировались на гражданский рынок, которого в СССР просто не было.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Советскому Союзу требовался универсальный автомобиль с прицелом на военное использование.

Легковой автомобиль ГАЗ-М1
Легковой автомобиль ГАЗ-М1

Тем более что все расчёты в американской документации были приведены в дюймах, и пересчёт на метрическую систему занял бы год – полтора.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт придумал, как сэкономить время, чтобы побыстрее наладить выпуск новой машины: в Германии выпускалась аналогичная модель — Ford Rheinland, уже адаптированная в нужном ключе немецкими инженерами (предвоенной Германии также требовался надёжный штабной автомобиль).

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

В частности, была усилена подвеска, повышена прочность кузова, а «разорительный» 3,2 литровый V-образный двигатель был заменён более скромным мотором от предыдущей модели Ford A.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Конечно, ДВС был модернизирован, так что его мощность возросла с 40 до 50 лошадиных сил.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Такой вариант куда больше подходил СССР, где производство силовых установок Model A уже было налажено, так что Андрей Александрович Липгарт предложил раздобыть техническую документацию у немцев.

Во время войны автомобиль ГАЗ-М-1 использовался для обслуживания командного состава: дивизионного, армейского и фронтового звеньев
Во время войны автомобиль ГАЗ-М-1 использовался для обслуживания командного состава: дивизионного, армейского и фронтового звеньев

Для этих целей была разработана целая шпионская схема, ведь отношения между Германией и СССР во второй половине 30-х всё больше охлаждались и практически вся торговля уже была свёрнута.

Легковой автомобиль ГАЗ-М1
Легковой автомобиль ГАЗ-М1

Чтобы обойти эти, как бы сейчас сказали, «санкции», при содействии советского торгпреда Давида Владимировича Канделаки была создана подставная фирма в Швеции.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Через неё необходимые документы были куплены, а затем переправлены в СССР под видом реэкспорта.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Советская «Эмка» не была точной копией немецкого Rheinland. Ведь адаптацией машины к технологическим условиям СССР занимались такие блестящие инженеры, как Анатолий Кригер (в будущем — главный конструктор ЗИЛа), Юрий Сорочкин (позже возглавил ЗАЗ) и Лев Косткин (возглавил МАЗ).

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Именно им «Эмка» обязана оргинальной рамой с Х-образной поперечиной, подвеской повышенной прочности с продольными рессорами, электрическим указателем уровня топлива и комфортным салоном с регулируемым передним «диваном».

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Таким образом, машина превзошла не только своего прародителя, но и более поздние модели Ford.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Архаичную подвеску на поперечной рессоре Ford использовал вплоть до 1948 года.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Серийный выпуск ГАЗ-М-1 стартовал в 20 числах марта 1936 года. Всего было выпущено 62888 автомобилей.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Основную часть выпуска составили лимузины, окрашенные в чёрный цвет с красной полосой на боку: именно они стали одним из символов предвоенного периода истории СССР.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Отметим, что автомобили отделывались с любовью и тщанием: например, металлические детали в салоне красились под дорогие сорта дерева (это был самый писк тогдашней автомобильной моды), а «диваны» обивались добротным шинельным сукном.

Фрагменты автомобиля ГАЗ-М-1 переданы в дар Центральному музею Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В.И. Батановым (г. Ярославль) в 1997 году
Фрагменты автомобиля ГАЗ-М-1 переданы в дар Центральному музею Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В.И. Батановым (г. Ярославль) в 1997 году

В июне 1943 года кузовной цех Горьковского завода был разрушен во время авианалёта.

На международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в МВЦ «Крокус Экспо»
На международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в МВЦ «Крокус Экспо»

Какое-то время после этого сборка «Эмок» продолжалась из имевшихся на сладе запчастей, после чего выпуск был остановлен.

ГАЗ-М-20В «Победа». Третья серия
ГАЗ-М-20В «Победа». Третья серия

По окончанию войны возобновлять его не стали: символом нового послевоенного времени стала другая разработка ГАЗа — легендарная М-20 «Победа».

Добавить комментарий