
В 2015 году самый массовый советский автомобиль середины ХХ века «Эмка» празднует своё 79-летие.

«Эмка» стала одним из символов «победившего социализма» 30-х годов ХХ века.

В 1932 году компания Ford обновила линейку автомобилей, выпустив модель V8-40.

Это была настоящая революция в машиностроении: на смену каркасно-панельной технологии сборки кузова пришла штамповка из тонкого стального листа.

Штамповка позволила наладить конвейерное производство прочных и относительно недорогих закрытых корпусов.

Естественно, новинкой сразу же заинтересовались в СССР. А по действовавшему тогда договору о сотрудничестве Ford был обязан передавать советской стороне всю конструкторскую и технологическую документацию на новые машины.

Получив чертежи, горьковчане задумались о создании собственного автомобиля повышенной комфортности.

Идею заменить устаревший фаэтон ГАЗ-А практичным седаном поддержал лично нарком тяжёлого машиностроения Григорий Константинович Орджоникидзе.

Бытует мнение, что автомобиль ГАЗ-М-1 был просто «срисован» с американского предшественника.

Но на самом деле это не так: изучив чертежи, инженеры пришли к выводу, что новый Ford получился «неженкой» и не способен выдержать бездорожье.

Неудивительно: ведь за океаном ориентировались на гражданский рынок, которого в СССР просто не было.

Советскому Союзу требовался универсальный автомобиль с прицелом на военное использование.

Тем более что все расчёты в американской документации были приведены в дюймах, и пересчёт на метрическую систему занял бы год – полтора.

Главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт придумал, как сэкономить время, чтобы побыстрее наладить выпуск новой машины: в Германии выпускалась аналогичная модель — Ford Rheinland, уже адаптированная в нужном ключе немецкими инженерами (предвоенной Германии также требовался надёжный штабной автомобиль).

В частности, была усилена подвеска, повышена прочность кузова, а «разорительный» 3,2 литровый V-образный двигатель был заменён более скромным мотором от предыдущей модели Ford A.

Конечно, ДВС был модернизирован, так что его мощность возросла с 40 до 50 лошадиных сил.

Такой вариант куда больше подходил СССР, где производство силовых установок Model A уже было налажено, так что Андрей Александрович Липгарт предложил раздобыть техническую документацию у немцев.

Для этих целей была разработана целая шпионская схема, ведь отношения между Германией и СССР во второй половине 30-х всё больше охлаждались и практически вся торговля уже была свёрнута.

Чтобы обойти эти, как бы сейчас сказали, «санкции», при содействии советского торгпреда Давида Владимировича Канделаки была создана подставная фирма в Швеции.

Через неё необходимые документы были куплены, а затем переправлены в СССР под видом реэкспорта.

Советская «Эмка» не была точной копией немецкого Rheinland. Ведь адаптацией машины к технологическим условиям СССР занимались такие блестящие инженеры, как Анатолий Кригер (в будущем — главный конструктор ЗИЛа), Юрий Сорочкин (позже возглавил ЗАЗ) и Лев Косткин (возглавил МАЗ).

Именно им «Эмка» обязана оргинальной рамой с Х-образной поперечиной, подвеской повышенной прочности с продольными рессорами, электрическим указателем уровня топлива и комфортным салоном с регулируемым передним «диваном».

Таким образом, машина превзошла не только своего прародителя, но и более поздние модели Ford.

Архаичную подвеску на поперечной рессоре Ford использовал вплоть до 1948 года.

Серийный выпуск ГАЗ-М-1 стартовал в 20 числах марта 1936 года. Всего было выпущено 62888 автомобилей.

Основную часть выпуска составили лимузины, окрашенные в чёрный цвет с красной полосой на боку: именно они стали одним из символов предвоенного периода истории СССР.

Отметим, что автомобили отделывались с любовью и тщанием: например, металлические детали в салоне красились под дорогие сорта дерева (это был самый писк тогдашней автомобильной моды), а «диваны» обивались добротным шинельным сукном.

В июне 1943 года кузовной цех Горьковского завода был разрушен во время авианалёта.

Какое-то время после этого сборка «Эмок» продолжалась из имевшихся на сладе запчастей, после чего выпуск был остановлен.

По окончанию войны возобновлять его не стали: символом нового послевоенного времени стала другая разработка ГАЗа — легендарная М-20 «Победа».