Истребитель И-16 тип 10

Истребитель И-16 тип 10 в музее на Поклонной горе
Истребитель И-16 тип 10 в музее на Поклонной горе

И-16 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся в полёте шасси.

Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 из состава войск ПВО Калининского фронта
Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 из состава войск ПВО Калининского фронта

Боевой опыт войны в Испании показал, что мощность огня двух пулемётов ШКАС калибра 7,62 мм, которыми были вооружены И-16 тип 5, для современного воздушного боя стала уже недостаточной. Это привело к появлению следующей модификации — И-16 тип 10, которая стала самой многочисленной из всех строившихся вариантов истребителя И-16.

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Чтобы повысить огневую мощь И-16, в носовой части самолёта была установлена пара синхронизированных пулемётов ШКАС, с боезапасом по 650 патронов на ствол, стрелявших через плоскость воздушного винта. Стволы пулемётов выступали над верхней частью капота.

Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 базировавшегося на аэродроме Будово в 1941 г.
Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 базировавшегося на аэродроме Будово в 1941 году

Чтобы прикрыть казенную часть пулемётов, вверху на носовой части фюзеляжа были установлены два обтекателя. Эти обтекатели стали той характерной чертой, по которой можно было легко отличить И-16 тип 10 от вариантов И-16 тип 5 и тип 6.

Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Большинство И-16 тип 10 оборудовались прицелом ПАК-1, но последние серийные самолёты получали уже более совершенные версии этого прицела — ПАК-1а и ПАК-1м.

Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Полноразмерная копия истребителя И-16 тип 10 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Переход от производства истребителя И-16 тип 6 к новой модификации — тип 10 прошёл на заводе № 21 в очень сжатые сроки. В письме, от 25 декабря 1937 года, К.Е. Ворошилов, в то время Нарком Вооруженных сил, сообщил о необходимости срочно перевести поточную линию завода № 21 с И-16 тип 6 на выпуск более современных И-16 тип 10. Директор завода И.М. Мирошников ответил, что такой переход планируется в течение года. Однако Климент Ефремович Ворошилов был непреклонен, дав крайний срок — два дня!

В данном случае, задача была выполнена к кануну Нового 1938-го года. В этот день, на первых И-16 тип 10 с четырьмя пулемётами был произведён отстрел оружия (в статических условиях). А 11 января 1938 года, опытный образец, построенный на заводе № 21, поднялся в первый полёт под управлением лётчика-испытателя Степана Павловича Супруна. К марту 1938 года тридцать один И-16 тип 10, сошедший со сборочной линии был отправлен в Испанию.

Истребитель И-16 тип 10 отличался от более ранних вариантов формой отверстий в капоте, через которые выходили выхлопные патрубки. На И-16 тип 5 и тип 6 они были больше, и имели каплевидную форму, а на И-16 тип 10 и всех последующих модификациях, они стали меньше с более скругленной задней частью. Такие изменения были вызваны тем, что при старой конфигурации отверстий, выхлопные газы затягивались в кабину пилота.

Конструкция истребителя И-16 тип 10 была усилена. Чтобы уменьшать посадочную скорость, был установлен пневматический привод отклонения элеронов при посадке, которые по сравнению с И-16 тип 5 и тип 6, были значительно уменьшены в размере. Большинство И-16 тип 10 было оборудовано небольшими триммерами на элеронах, однако, самые ранние серийные И-16 тип 10 их ещё не имели. В процессе эксплуатации выяснилось, что применение одновременного отклонения элеронов при посадке (в качестве аналога выпуска закрылков) было чрезвычайно опасным. Под воздействием пневмоцилиндра, они отклонялись очень резко и выступали в роли воздушного тормоза. В результате, они были опасны для пилотов-новичков, и на практике в частях, ими пользовались редко.

Добавить комментарий