Первая подстанция Московского метрополитена

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10, строение 1)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

Здание подстанции московского метрополитена, построено в 1930-е годы по проекту архитектора Даниила Фёдоровича Фридмана. Расположено оно на месте снесенного Никитского монастыря.

Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, улица Герцена (ныне улица Большая Никитская). Начало 1930-х. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, белила
Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, улица Герцена (ныне улица Большая Никитская). Начало 1930-х. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, белила

Это — один из немногих и очень яркий пример творческой переработки классического наследия архитектуры не на основе подражания.

Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, улица Герцена (ныне улица Большая Никитская). Начало 1930-х. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, белила
Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, улица Герцена (ныне улица Большая Никитская). Начало 1930-х. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, белила

Здесь сделана попытка нового прочтения классики, не опирающегося на прямые прототипы, поскольку в архитектуре прошлого подобные построения не встречаются.

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

Тем не менее, композиционный строй здания основан на явно выраженном ордере.

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

Сложно организованный фасад расчленён восемью колоннами, как бы вставленными в раму портала.

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

При этом колонны не выходят за условную плоскость фасада. Каждая из них помещена в полукруглую нишу.

Д.Ф. Фридман (мастерская) Проект центральной подстанции метрополитена, ул. Герцена (ныне ул. Большая Никитская). Начало 1930-х. Модель Дерево, пластилин, целлулоид, шпон, бумага, гравировка, раскраска
Д.Ф. Фридман (мастерская) Проект центральной подстанции метрополитена, ул. Герцена (ныне ул. Большая Никитская). Начало 1930-х. Модель Дерево, пластилин, целлулоид, шпон, бумага, гравировка, раскраска

Колонны завершаются не имеющими аналогов в классической архитектуре капителями, напоминающими воронки.

Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, улица Герцена (ныне улица Большая Никитская). Начало 1930-х. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, белила
Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, улица Герцена (ныне улица Большая Никитская). Начало 1930-х. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, белила

Сдвоенный поясок между стволом колонны и капителью заставляет вспомнить форму буфера, соединяющего вагоны, что объяснимо назначением здания.

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

Между колоннами — остеклённые эркеры с красивыми, затейливо нарисованными переплётами: будто на одну сетку наложена другая, несколько выступающая над ней.

Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, ул. Герцена (ныне ул. Большая Никитская). Начало 1930-х. Фрагмент перспективы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила
Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко Проект центральной подстанции метрополитена, ул. Герцена (ныне ул. Большая Никитская). Начало 1930-х. Фрагмент перспективы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила

Интересен аттиковый, расположенный выше карниза, этаж, где ритму колонн соответствуют не выступы, а узкие круглые в плане ниши. Между ними расположено шесть щелевидных оконных проёмов.

Д.Ф. Фридман (мастерская) Проект центральной подстанции метрополитена, ул. Герцена (ныне ул. Большая Никитская). Начало 1930-х. Модель Дерево, пластилин, целлулоид, шпон, бумага, гравировка, раскраска
Д.Ф. Фридман (мастерская) Проект центральной подстанции метрополитена, ул. Герцена (ныне ул. Большая Никитская). Начало 1930-х. Модель Дерево, пластилин, целлулоид, шпон, бумага, гравировка, раскраска

Пластику фасада дополняют вставки над эркерами, имеющие ячеистую поверхность. В нижней части пилонов, обрамляющих фасад, — барельефы на тему строительства метрополитена.

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

В конце 1930-х появилась байка, согласно которой, на правом барельефе под обликом метростроевцев спрятан поразительный любовный треугольник, будораживший умы москвичей в конце 1920-х – в центре Владимир Маяковский, слева от него Осип Брик, а справа – Лиля Брик.

Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)
Электроподстанция Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10)

Подстанция питает центральные участки Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской линии и небольшой участок Филёвской линии Московского метрополитена.

Добавить комментарий