«Эмка»

Легковой автомобиль ГАЗ М1 «Эмка»
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1 «Эмка»

16 марта 1936 с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля М-1, а с 20 мая начался их массовый выпуск, составивший до конца 1936 года 2524 машины. До 11 декабря 1938 года было выпущено 41650 автомашин М-1.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1 «Эмка»
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1 «Эмка»

Главным новшеством автомобиля М-1 стал цельнометаллический кузов (но изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из дерматина), передовая для своего времени технология изготовления которого была освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1 «Эмка»
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1 «Эмка»

В литературе 1930-х и 40-х годов автомобиль, как правило, назывался просто «М-1» или «М1», без какого-либо упоминания названия завода-изготовителя в обозначении.

Легковой автомобиль ГАЗ М1
Легковой автомобиль ГАЗ М1

Это обозначение расшифровывалось «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод.

Легковой автомобиль ГАЗ М1
Легковой автомобиль ГАЗ М1

Марка «М» присутствовала в обозначениях практически всех легковых автомобилей Горьковского завода вплоть до конца пятидесятых — начала шестидесятых годов (В.М. Молотов был снят со всех постов в 1957 году, исключён из партии в 1962-м и отправлен на пенсию в 1963-м).

Легковой автомобиль ГАЗ М1
Легковой автомобиль ГАЗ М1

При этом грузовые автомобили, включая пикапы, буквы «М» в обозначениях моделей не имели и продолжали использовать марку ГАЗ.

Легковой автомобиль ГАЗ М1
Легковой автомобиль ГАЗ М1

Впоследствии от этой буквы появилась на свет и народная кличка автомобиля — «Эмка».

Легковой автомобиль ГАЗ М1
Легковой автомобиль ГАЗ М1

Существенно реже и в менее официальных источниках использовалось обозначение «ГАЗ-М-1».

Легковой автомобиль ГАЗ М1
Легковой автомобиль ГАЗ М1

Название завода ГАЗ в написании ГАЗ-М-1, ГАЗ-М1 или ГАЗ М-1 начало широко употребляться в обозначении этого автомобиля лишь через много лет после его снятия с конвейера.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ М-1

В кадрах фильма «Волга-Волга» режиссёра Григория Васильевича Александрова, вышедшего в 1938 году, мелькает баржа с новенькими «Эмками», которые по реке доставляют в Москву.

Легковой автомобиль ГАЗ М-1
Легковой автомобиль ГАЗ М-1

Однако в свободной продаже ГАЗ М-1, как и остальные довоенные автомобили, никогда не встречался.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Лишь за особые заслуги и достижения выдающиеся граждане СССР в исключительных случаях могли получить «Эмку» в качестве награды – так, например, произошло в 1936 году с рекордсменом Алексеем Стахановым.

Легковой автомобиль ГАЗ М-1
Легковой автомобиль ГАЗ М-1

До начала Великой Отечественной войны «Эмка» эксплуатировалась в советских учреждениях, а в военное время мобилизованные вместе с остальной техникой легковушки активно использовались в качестве «штабных» — командирских автомобилей наравне с другими 10 000 автомобилей ГАЗ М-1, которые ещё до 1940 года числились в составе транспортного парка РККА и ВМФ СССР.

Добавить комментарий