Многоцелевой вездеход Horch-901

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

В середине 1930-х руководство Вермахта создало концепцию оснащения армии тремя типами полноприводных автомобилей — лёгким, средним и тяжёлым.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

Они должны были унифицироваться и производиться сразу несколькими автозаводами.

Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15
Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15

Так возникла своеобразная школа конструирования военных внедорожников, которую иногда называют немецкой.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Концепция предполагала конструировать все модели армейских вездеходов по одной схеме: в основе — лонжеронная рама, обе подвески — независимые, обязательное наличие блокируемого межосевого дифференциала, ширина передней и задней колеи одинаковая, кузов простых форм с тентованным верхом.

Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15
Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15

Силовой агрегат каждой производителю разрешалось использовать свой, унифицированный с легковыми и грузовыми моделями.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

К концу 1930-х годов фирма Horch, с 1932 года входящая в концерн Auto Union, имела немалый опыт создания военных машин, поэтому назначение ее головным разработчиком среднего и тяжёлого семейств внедорожников было вполне логичным шагом.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Приняв за основу свои первые опытные полноприводные штабные машины моделей «740» и «770» образца 1932-1934 годов, фирма представила в 1937 году свой первый образец нового среднего семейства и быстро приступила к его производству. Новая машина получила индекс «901».

Внедорожник Dodge WC
Внедорожник Dodge WC

Если сравнивать этот вездеход с аналогами того времени, то, скорее всего, на эту роль подойдет американский тяжелый внедорожник Dodge WC.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Выпускался «901-й» сразу в трёх местах — на входивших в концерн Auto Union заводах Horch и «Wanderer», а также на производственных площадях фирмы «Opel», которую немцы с началом войны национализировали у американской корпорации «General Motors».

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Продукция марок Horch и «Wanderer» носила индекс 901, а вот «Opel» обозначался литерами «MPI».

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Ещё одним отличием «опелевского» варианта стал более слабый 6-цилиндровый мотор мощностью 68 л.с. при 2800 об/мин, унифицированный с другими моделями фирмы. Он устанавливался и на легковой «Admiral», и на грузовой «Blitz».

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Новый многоцелевой вездеход Horch-901 был выполнен на типовом рамном шасси с постоянным полным приводом колёс.

Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15
Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15

В качестве силового агрегата был выбран V-образный 8-цилиндровый мотор с горизонтальными клапанами объёмом 3.5 литра, развивавший мощность 80 л.с. — подобные моторы использовались и на легковых гражданских моделях «Horch-830BL» и «930V».

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Электрооборудование внедорожника было 6-вольтовым — как у большинства автомобилей конца 1930-х годов. Автомобиль комплектовался синхронизированной механической 4-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной коробкой, а также блокируемым межосевым дифференциалом.

Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15
Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15

Независимая подвеска 18-дюймовых колёс была выполнена на двойных поперечных рычагах и пружинах, барабанные колёсные тормоза диаметром 350 мм снабжались гидроприводом.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Обе независимые подвески с рычагами и пружинами, примененные для наилучшего восприятия автомобилем неровностей грунта, вынудили конструкторов использовать карданные шарниры. Защита их (шарниров) от пыли и грязи возлагалась на специальные резиновые пыльники — гармошки, но в условиях бездорожья они очень часто рвались и терялись, что приводило к преждевременному выходу из строя карданов.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

В подвеске Horch-901 использовалась сложная система централизованной смазки, состоявшая из большого количества маслёнок и медных трубок, при помощи которых масло поступало к нескольким десяткам точек подвески машины.

Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15
Командирский автомобиль Horch 901 Kfz.15

Интересной деталью автомобилей серии Horch-901 являлись два запасных вспомогательных вращающихся колеса, играющих роль опорных катков. Располагаясь в специальных полукруглых нишах, они помогали преодолевать сложный рельеф пересечённой местности, а также брустверы и окопы.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Horch 901 и «его близнецы» являлись одними из самых популярных германских внедорожников времен Второй Мировой войны. Они участвовали во всех кампаниях Вермахта с самого начала военных действий Германии и до её капитуляции.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Автомобиль выпускался в различных модификациях и имел очень широкую сферу применения: транспортировка орудий, разведка, перевозка раненых, использовался также как носитель тяжёлых пулемётов и радиостанций.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

В зависимости от назначения различные модификации «901-х» имели некоторые отличия, порой даже заметные, как в конструкции кузова, так и в трансмиссии.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

Итак, в соответствии с автомобильной классификацией Вермахта, Horch-901 поставлялся для армии в следующих вариантах: Kfz.12 — исполнение с тентованным кузовом без дверей — использовался как многоцелевой тягач; Kfz.15 и Kfz.16 — тентованные варианты с дверями (со съёмными стеклами) — использовались для разведки; Kfz.17 — полевая радиостанция, прокладчик телефонных линий, сапёрная, санитарная.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

В зависимости от исполнения и года выпуска автомобили Horch-901 имели полезную нагрузку 600-980 килограммов и полную массу 3300-3680 килограммов.

В 1940-1942 годах на базе модернизированных «901-х» (Horch-901 Typ 40) была собрана партия из 50 элитных 5-местных полноприводных штабных, представительских или парадных автомобилей «Тип 40 Кабриолет» или Kfz.21 для высших военных чинов.

Автомобиль Horch 853 (1938г.) на международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в «Крокус Экспо»
Автомобиль Horch 853 (1938г.) на международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в «Крокус Экспо»

Внешне они почти не отличались от обычных гражданских престижных кабриолетов с открытыми 4-дверными кузовами, но их военное предназначение выдавали высокая посадка, 18-дюймовые вездеходные шины, светомаскировочные фары, специальные звуковые сигналы, запасные канистры на подножках, дополнительные багажники, сцепные крюки для буксировки прицепов или орудий.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

При модернизации модели в 1940 году решили отказаться от вспомогательных колёс. Опыт эксплуатации автомобиля показал, что армии необходима более просторная машина.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

Так появился модернизированный вариант Horch 901 Typ 40. Избавившись от третьей пары навесных колёс, появилась возможность расширить кузов. Запаску оставили только одну — закреплённую в салоне с левой стороны. Последнее диктовалось уже экономией резины, поскольку Германия во время войны постоянно испытывала дефицит каучука. Теперь в салоне могли разместиться продольно в ряд сразу три бойца, что повысило общую вместимость автомобиля до восьми человек.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

Кроме того, была изменена форма самих дверей, благодаря чему, в салон стало проще забираться — важный фактор в условиях боевых действий. Модернизация коснулась также и силовой установки — под капотом установили более мощный мотор объёмом 3.8 литра, развивавший мощность 90 л.с. при 3600 об./мин. С ним тяжёлый автомобиль мог разгоняться до 95 км/ч. Также Typ 40 получил 12-вольтовое электрооборудование.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

Всего до 1943 года было изготовлено около 31 тысячи автомобилей серии «901» и «MPI» различных модификаций, из них на долю «Хорьха» пришлось чуть менее 15 тысяч.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

После войны они исчезли довольно быстро — сказались сложность конструкции, отсутствие запчастей и должного ухода. Тем не менее это были вторые по распространённости легковые немецкие армейские автомобили после VW-82.

Многоцелевой вездеход Horch-901
Многоцелевой вездеход Horch-901

Технические характеристики армейского внедорожника Horch-901:

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.16

Модель     Horch 901 Kfz.15   Horch 901 Typ 40 Kfz.16
Тип кузова     открытый с тентом   открытый с тентом
Число дверей     4   4
Число мест     5   8
Длина, мм     4 740   4 700
Ширина, мм     1 850   1 860
Высота, мм     2 050   2 070
Колесная база, мм     3 100   3 100
Колея передняя, мм     1 532   1 532
Колея задняя, мм     1 532   1 532
Дорожный просвет, мм     250   250
Масса снаряженная, кг     2 600   2 500
Полезная нагрузка, кг     700   750
Тип привода     полный (постоянный)   полный (постоянный)
Коробка передач     4-ст. мех.   4-ст. мех.
Раздатка     2-ст.   2-ст.
Тип двигателя     карб.   карб.
Система охлаждения     жидкостная   жидкостная
Объем двигателя, л.     3.517   3.823
Число цилиндров     V8   V8
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.)     80 (3500)   90 (3600)
Макс. скорость, км/ч     90   95