Мотоцикл BMW R75 «Sahara»

Мотоцикл BMW R75 «Sahara»
Мотоцикл BMW R75 «Sahara»

Военный мотоцикл фирмы BMW модели R75 — мотоцикл с мощным оппозитным мотором, уникальной для своего времени передней подвеской и, конечно, приводом на колесо коляски.

Мотоцикл BMW R75 «Sahara»
Мотоцикл BMW R75 «Sahara»

Очень важную роль в разработке немецких военных мотоциклов сыграли испытательные пробеги в целом, и особенно Международные шестидневные испытания. Особенно сильно это отразилось на подготовке многочисленных мотоциклетных корпусов, которые стали авангардом германских бронетанковых дивизий.

Мотоцикл BMW R75 «Sahara»
Мотоцикл BMW R75

До начала Второй мировой Войны Германия уделяла очень много внимания мотоциклам с колясками, это хорошо было видно по количеству участников Международных соревнований, среди которых больше всего было немцев на мотоциклах с колясками. Позже, Германская пропаганда открыто признала, что именно эти спортивные состязания помогли выявить недостатки конструкции и обучить высококлассных водителей используя тяжёлые условия соревнований.

Мотоцикл BMW R75 «Sahara»
Мотоцикл BMW R75 «Sahara»

Конечно, боевые действия очень сильно отличались от соревнований: водителям приходилось гнать свои машины на тысячи километров в течение месяцев, часто не имея случая сделать капитальный ремонт уставших узлов. Местность была хуже, чем на испытаниях, а то, что эти машины никто специально не отбирал как лучшие из числа произведённых, накладывало свой отпечаток на требования к этим «всепроходимцам».

Мотоцикл Rikuo Type 97
Мотоцикл Rikuo Type 97

В середине 1930-х годов ХХ века мотоциклы с приводом на колесо коляски начали появляться в Бельгии (FN M12a SM), во Франции (Gnome-Rhone AXII), Англии (Norton Big Four) и даже Японии (Rikuo Type 97 и Kurogane Type 95). Эти мотоциклы с колёсной формулой 3х2 отлично показывали себя на бездорожье, но немецкая военная машина не торопилась с выводами. Вермахт хотел получить в своё распоряжение самый лучший внедорожный мотоцикл.

Мотоцикл Zündapp KS 750
Мотоцикл Zündapp KS 750

Осенью 1937 года Верховное командование Сухопутными войсками Вермахта сформулировало требования к новому внедорожному мотоциклу, выполнять заказ взялись два крупнейших мотопроизводителя Германии – фирмы BMW и Zündapp. Получившиеся мотоциклы были похожи как внешне, так и конструктивно. Мотоциклы получили названия: BMW R75 и Zündapp KS 750.

Предком R75 была модель R12, представленная в 1935 году, которую отличала телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами. Мощный двигатель объёмом 746 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач и привод от вала делали машину быстрой и надёжной, однако небольшое расстояние между колесом и крылом создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.

Двигатель BMW R75, отчасти, напоминал нижнеклапанный от R71. Тоже бензиновый четырёхтактный, двухцилиндровый «квадратный» (диаметр цилиндра, и ход поршня равны 78 миллиметров) двигатель рабочим объёмом 745 куб. см., все также смонтированный поперёк рамы. 

Но уже в отличии от своего более мирного предка новый двигатель стал верхнеклапанным, причём, для удобства обслуживания, коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. Новая силовая установка, сконструированная не столько для максимальной мощности, сколько для максимального срока службы, развивала 26 л.с. при 4400 оборотах в минуту.

Заводился мотоцикл BMW R75 кикстартером. Использованное в системе зажигания магнето с механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания обеспечивало надёжную работу зажигания, о чем свидетельствовали свечи, которые спокойно «проходили» по 12 тысяч километров без чистки и замены. Магнето, также использованное в мотоциклах Zündapp KS 600 и BMW R71, поставлялось двумя производителями: Noris ZGA2 и Bosch FJ2 R134.

Магнето и распределительный вал приводились системой шестерёнок. Двигатель получился очень надёжным, не перегревался на маленьких скоростях и не «капризничал» в морозы, это заслуга двух карбюраторов Graetzin Sa 24. Хорошую проходимость в преодолении водных препятствий обеспечивали резиновые колпачки на смесительных камерах карбюраторов и специальные наконечники для свечей.

Мотоцикл BMW R75 «Sahara»
Мотоцикл BMW R75 «Sahara»

Было несколько модификаций мотоцикла R75, он менялся на протяжении всего срока производства: изменялись детали двигателя, навеска, раскраска и многое другое. Официально первая версия не имела названия, но в ходу такие клички как «Европа» и «Сибирь», наиболее же известная из последующих версий, получила имя «Сахара». Клапанные крышки тоже изменялись, и в версии «Сахара» они уже не окрашивались в цвет мотоцикла. Добавилось неярко выраженное оребрение для лучшего охлаждения цилиндров. Первые версии мотоцикла окрашивались в темно-серый (Фельдграу) цвет. Версия «Сахара» одной из первых первой получила жёлто-песочный цвет окраски, а чуть позже, с февраля 1943 года, «песчаный камуфляж» получили все боевые машины Верхмата, за исключением служивших на Восточном фронте. На первых версиях R75 фильтрующий элемент располагался под бензобаком, на стандартном для BMW месте, в отливке корпуса КПП. На решение изменить его местоположение повлияли пески африканских пустынь и грязь русских дорог, которые забивали воздушный фильтр слишком быстро.

Мотоцикл BMW R75 «Sahara»
Мотоцикл BMW R75 «Sahara»

На «Сахаре» фильтр занял место вещевого ящика на бензобаке и был закрыт крышкой, очень напоминающей по форме немецкую каску. Конструкция и расположение воздушного фильтра, с устройством для обеспечения подсоса во время запуска двигателя, делали запуск менее проблемным и были оправданы. Выхлопная система тоже была с «изюминкой». Выхлопная трасса из цилиндров приходила в небольшой ресивер, расположенный перед картером двигателя, и только после этого уходила в заднюю часть мотоцикла, к «банке» глушителя. «Банка» была закрыта перфорированным листом железа, для защиты ног заднего пассажира от ожогов.

В 1943 году у «Сибири» немцы изменили выхлопную систему. Теперь выхлопные газы проходили через теплообменник, тёплый воздух из которого использовался для обогрева ног и рук водителя, а также подогревал пол у коляски. Двигатель и коробка передач смонтирована в один блок. Сцепление в BMW R75, не выделяясь ничем особенным, было сухим, однодисковым. Зато четырёхступенчатая коробка с задним ходом и демультипликатором была настоящим произведением искусства. Переключение передач осуществлялось либо левой ногой, либо внутренним рычагом, установленным на правой стороне бензобака, задняя передача включалась только ручным рычагом. Наружный рычаг управлял демультипликатором. Крутящий момент с коробки передач снимался с помощью карданного вала, и через дифференциал передавался на заднее колесо мотоцикла и колесо коляски. Привод на коляску — постоянный, но благодаря дифференциалу мотоцикл ехал прямо, и не сходил со своей траектории даже на высоких скоростях. Если мотоцикл «увязал» на бездорожье, да так что одно колесо вращалось свободно, можно было включить блокировку дифференциала, что значительно повышало проходимость мотоцикла. Рычаг для включения блокировки располагался под бензобаком с правой стороны. К передаточному числу, получаемому при помощи конической и коренной передач дифференциала добавлялось дополнительное передаточное число, получаемое в трансмиссии заднего колеса и колеса коляски двумя дополнительными цилиндрическими шестернями. Это напоминало устройство трансмиссии тяжёлых грузовиков тех лет, так похожих на эти мотоциклы. Колесо коляски имело торсионную подвеску, а сама коляска крепилась на листовых рессорах. При необходимости, привод колеса коляски отсоединялся и позволял использовать мотоцикл как одиночку. На передней части коляски устанавливался пулемёт MG 34 или MG 42. Пространственная рама, построенная из труб и штампованных деталей, была крепкой и выдерживала высокие нагрузки, часто возникавшие на полях сражений. Отсутствие задней подвески отчасти компенсировалось подпружиненными сиденьями. Сиденья на R75 поставлялись известной в то время компанией Drilastic. У «Сахары» изменена форма сидений, и отличается от первых версий.

Спицы, применявшиеся на R75, были усилены, для того чтобы выдерживать высокие нагрузки. Все три колеса — взаимозаменяемые, запасное колесо крепилось на крышку багажника коляски. Размер шин (4,5 х 16 дюймов) был унифицирован с Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen). На всех трёх колёсах установлены барабанные тормоза, но передний тормоз приводится тросом, а задние тормоза — гидравлические. Принцип работы с тех пор не изменился: водитель давит на педаль, на R75 находящуюся справа по ходу движения, и она приводит главный тормозной цилиндр, находящийся в отливке корпуса КПП. Цилиндр перемещает тормозную жидкость, которая по трубкам приходит на задние колеса и выталкивает поршни тормозных цилиндров. Благодаря высоким аркам, на колёса можно было установить цепи, что ещё больше повышало проходимость мотоцикла. Часть арки заднего колеса откидывается, для упрощения процесса замены колеса. У версии «Сахара» арки сделаны более узкими и расположены дальше от колеса, нежели у первых R75. Как и любая другая внедорожная машина, при помощи экипажа BMW R75 мог преодолеть практически любое бездорожье. Топливный бак R75 объёмом 24 литра обеспечивал запас хода в 350 км, что соответствует расходу в 7л/100км по трассе. Чтобы ещё увеличить запас хода, на коляску крепились бензиновые канистры с дополнительным запасом топлива. Три ручки у канистры были сделаны не случайно, а для соответствия техническому заданию Вермахта, которое требовало возможности переноса солдатом двух полных канистр, или четырёх пустых. Мотоцикл мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномёт s.Gr.W.34. По некоторым данным, R75 мог тащить за собой до 8 прицепов сцеплённых друг с другом. В целом, R75 — один из самых совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны, но у совершенства есть своя цена, в данном случае, излишне высокая. Мотоцикл обходился Вермахту ту же сумму, что и три Kübelwagen’а. Такие расходы во время войны — недопустимая вещь, и в 1944 производство свернули. Всего было выпущено 16500 мотоциклов BMW R75.