Паровоз ФД

Модель паровоза ФД20-2865. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Модель паровоза ФД20-2865. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

ФД («Феликс Дзержинский»; заводское обозначение — 1П — «1-й тип паровоза») ― советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Паровоз ФД был создан в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией, когда правительство страны потребовало от железнодорожного транспорта справиться со всё возрастающим грузооборотом.

Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения.

Модель паровоза ФД20-2865. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Модель паровоза ФД20-2865. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

Полученный при проектировании и производстве «Феликса Дзержинского» опыт был использован при создании всех последующих советских паровозов.

Модель паровоза ФД20-2865. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Модель паровоза ФД20-2865. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов в условиях предельного использования винтовой сцепки и нереконструированного верхнего строения пути. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.

Модель паровоза ИС20-89. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Модель паровоза ИС20-89. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

Часто к серии ФД ошибочно относят пассажирские паровозы ФДп, которые до 1962 года носили обозначение серии ИС.

Схема и модель паровоза ИС20-89. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)
Схема и модель паровоза ИС20-89. Музей Московской железной дороги (улица Кожевническая, дом 2)

Паровозы серии ИС строились с 1932 года и имели большую унификацию с паровозом ФД (котёл, паровая машина, элементы экипажной части), но отличались от него осевой характеристикой.

Магистральный грузовой паровоз Л-2331 в депо Подмосковная (Москва)
Магистральный грузовой паровоз Л-2331 в депо Подмосковная (Москва)

После завершения Великой Отечественной войны, применение паровозов ФД поначалу также было ограничено, ввиду того, что не все главные пути были подготовлены к обращению таких тяжёлых паровозов.

Магистральный грузовой паровоз Л-2331 в депо Подмосковная (Москва)
Магистральный грузовой паровоз Л-2331 в депо Подмосковная (Москва)

К тому же в 1945 году появился паровоз «Победа» (в 1947 его переименуют в Л), который был создан на основе конструкции ФД, но был легче и экономичней.

Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)
Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)

В 1952 году на основе Л был создан паровоз ОР18 (ЛВ), который почти не уступал ФД по тяговым параметрам, а нередко и превосходил.

Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)
Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)

Так, с августа 1953 по апрель 1954 года на участке Люблино — Серпухов Московско-Курско-Донбасской железной дороги были проведены эксплуатационные испытания паровоза ОР18-01 и сравнение полученных показателей с показателями работавших на этом участке серийных ФД.

Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)
Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)

В результате были достигнуты следующие результаты: средний вес поездов для паровоза ОР18-01 был на 2 % больше, чем для ФД (1899 тонн против 1859 тонн), а вес тяжёловесных поездов на 8,7 % больше (2750 тонн против 2531 тонн), средняя техническая скорость возросла на 0,2 км/ч (с 41,5 до 41,7 км/ч).

Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)
Паровоз ЛВ-0182 в депо Подмосковная (Москва)

Помимо прочего, на паровозе ОР18 по сравнению с ФД была достигнута экономия в угле — 24,9 %, то есть каждая четвёртая поездка осуществлялась за счёт сэкономленного угля.