Самолёт-лаборатория Як-42Д Росгидромета изучит облака Арктики

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» с бортовым номером 42440
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» с бортовым номером 42440

Самолёт-лаборатория Як-42Д Росгидромета примет участие в международном проекте Всемирной метеорологической организации «Год полярного прогнозирования» наряду с двумя британскими, одной немецкой и одной канадской «летающими лабораториями».

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

Об этом рассказал в ходе конференции «Благословенный Север» заведующий лабораторией Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета, доктор физико-математических наук Михаил Струнин, передаёт ТАСС.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

«Як-42Д исследует восточный сектор российской Арктики: море Лаптевых, Новосибирские острова, Восточно-Чукотское море, Северный Ледовитый океан. Иностранные самолёты проведут собственные исследования. Таким образом, будут произведены параллельные измерения Арктики», — подчеркнул Михаил Струнин.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

Российские экспедиции в Арктику намечены на весну и осень 2018 года.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» с бортовым номером 42440
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» с бортовым номером 42440

Цель наблюдений — собрать экспериментальные данные, которые помогут улучшить прогнозы погоды и оправдываемость штормовых предупреждений в полярном регионе.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

Среди задач проекта фигурирует изучение строения и состава облаков, ультрафиолетового излучения, получение данных о концентрации аэрозольных и газовых примесей.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

Работы, проведённые Як-42Д в 2014 году, показали, что, к примеру, загрязнение аэрозольными частицами на полуострове Ямал сопоставимо с ситуацией в московском регионе, рассказал Михаил Струнин.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

В ходе проекта «Год полярного прогнозирования» российские учёные планируют осуществить компьютерное моделирование переноса газовых и аэрозольных примесей в атмосфере Арктики для планирования самолётных исследований.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

Лётным эксплуатантом самолёта-лаборатории Як-42Д является Сибирский Научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина, а обслуживание измерительной аппаратуры и научное руководство исследованиями осуществляет Центральная аэрологическая обсерватория Росгидромета, сообщает его пресс-служба.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

Установленное на самолёте оборудование позволяет выполнять измерения и регистрацию следующих показателей: температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, турбулентности, концентраций газовых и аэрозольных примесей в атмосфере, длинноволнового и коротковолнового солнечного излучения и излучения от подстилающей поверхности, радиоактивных загрязнений, микрофизической структуры облаков и электрических характеристик атмосферы, радиолокационной отражаемости облаков.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» с бортовым номером 42440
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» с бортовым номером 42440

С начала эксплуатации Як-42Д совершил более 50 исследовательских полётов, сообщил Михаил Струнин в ходе конференции, которая состоялась в штаб-квартире Русского географического общества в рамках XXV Международных Рождественских чтений.