Междугородный автобус Ikarus 55

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Ikarus 55 — междугородный автобус, выпускавшийся фирмой Ikarus с 1953 по 1972 годы и поставлявшийся во многие социалистические страны, преимущественно в Восточной Европе.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Ikarus 55 имел несущий кузов вагонной компоновки. Характерной особенностью был выступающий назад моторный отсек.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Салон имел 31 сиденье для пассажиров + 1 для кондуктора. В качестве двигателя использован четырёхтактный рядный 6-цилиндровый дизель Csepel-D614.22 мощностью 145 л.с.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Коробка передач механическая синхронизированная 5-ступенчатая. Рулевое управление с гидроусилителем.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Подвеска всех колёс рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Обладая примерно равной вместимостью с отечественными ЛАЗ-697, «Икарусы» превосходили их комфортабельностью и наличием экономичного дизельного двигателя.

Городское мероприятие «Праздник Московского автобуса»
Городское мероприятие «Праздник Московского автобуса»

Заднее расположение двигателя позволяло эксплуатировать автобус без риска отравления угарным газом.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

За характерный футуристический облик автобус Ikarus 55 получил у водителей прозвища «Спутник», «Ракета» и «Пылесос» (последние два — за схожесть с выпускавшемся в Советском Союзе пылесосом «Ракета» сигарообразной формы, а также за очень шумный двигатель).

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Необычная корма задней части автобуса Ikarus 55 способствовала появлению прозвища «Комод».

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

В СССР отдельные автобусы этой модели эксплуатировались на междугородных линиях до начала 1980-х годов, когда были заменены более современными моделями семейства Ikarus 250/255/256 того же завода.

Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска
Междугородный автобус Ikarus 55 1953 года выпуска

Во всём мире до наших дней сохранилось около 20 автобусов этого типа из примерно 9000 выпущенных.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Автобусы первых лет выпуска были внешне намного интереснее более поздних. Со временем их дизайн значительно упростили.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Фары у ранних автобусов были спрятаны под бампером, габаритные огни имели каплевидную форму, молдинги шли без «ступенек» позади первых боковых стёкол. Специально по заказу из СССР у автобуса появилась третья фара — та, что над лобовым стеклом.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

После 1959 года на месте этой фары появился маршрутный указатель, но для СССР это изменение прошло незамеченным, там фара была нужнее.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Остальные фары переехали из-под бампера в более привычное место — над ним.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Серьёзные внешние изменения произошли в середине 1960-х. Тогда отказались от габаритников-капелек и изменили задние фонари, которые изначально были вообще малозаметны, хотя выглядели тоже космически.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Приблизительно в то же время скромный по отдаче Csepel D-613 (125 л.с.) заменили на более мощный D-614 (145 л.с.)

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

До 1954 года автобус Ikarus 55 не имел на задней части крыши воздухозаборника.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Вентиляцию и частичное охлаждение мотора должен был обеспечивать воздух, который поступал через воздуховод, идущий от заднего окна. Но этого оказалось недостаточно, и почти сразу конструкцию изменили.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Некоторые изменения происходили и с дверьми. На ранних машинах стояла одна двустворчатая дверь посреди кузова для пассажиров и одна обычная слева — для водителя.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Салон у таких автобусов тоже был другим: в нём стояли двухместные сиденья друг напротив друга со столиками между ними. На столиках были бра.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

В 1955 году двустворчатую дверь заменили обычной, а с 1962 года пассажирскую дверь перенесли вперёд, перед передней осью.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Но параллельно выпускали и автобусы с дверью позади задней оси, а для Восточной Германии оставили и среднюю дверь.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

До 1957 года на всех Икарусах были окна на скатах крыши, затем они стали «опцией». И ещё два раза меняли пассажирские кресла — в 1966 и 1967 годах.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Помимо всего вышеперечисленного 55-й Икарус имел ещё несколько новинок для того времени.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Во-первых, это пневматическая тормозная система с двумя контурами, чего раньше тоже встретить было практически невозможно.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Был у него даже  гидроусилитель. Но, пожалуй, самое интересное — это попытка поставить кондиционер в 1964 году.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Такие автобусы были исключительно в Будапеште, а следующим автобусом с кондиционером стал Икарус-250.

Междугородный автобус Ikarus 55
Междугородный автобус Ikarus 55

Икарус-55 в своё время был просто выдающимся образцом автомобилестроения. Он и сегодня выглядит изумительно.