Милицейские мотоциклы

Милицейские мотоциклы. Советский тяжёлый мотоцикл М-72, выпускавшийся крупной серией с 1941 по 1960 год на Московском мотоциклетном заводе, Горьковском мотоциклетном заводе, Ирбитском мотоциклетном заводе, Киевском мотоциклетном заводе и заводе «Красный Октябрь» в Ленинграде.

Милицейский мотоцикл
Милицейский мотоцикл

Первоначально М-72 предназначался исключительно для армии и до середины 50-х годов в свободную продажу не поступал. Кроме армии мотоцикл использовался и советской милицией. В службе ОРУД мотоциклы без колясок долгое время использовались для эскортирования космонавтов и дорожного патрулирования. Именно на таком М-72 с коляской инспектор ГАИ в исполнении Георгия Жженова преследовал «Волгу» Юрия Деточкина в кинофильме «Берегись автомобиля».

Мотоцикл М-72
Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 являлся копией немецкого BMW R71, ориентированного на массовое производство и содержавшего немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора и телескопическая передняя вилка, которая после войны на последних сериях М-72 сменили на рычажную вилку.

Милицейский мотоцикл
Милицейский мотоцикл

В 1960-1970-х годах самыми популярными мотоциклами советской милиции были Уралы М-62/63. Причём больше всего было выпущено М-63 — эти мотоциклы выпускались с 1963 года по 1971 год. «Уралы» имели мощные моторы с рабочим объёмом 650 кубиков, и мощностью 28 л.с. Мотоцикл мог работать на самом низкооктановом бензине, но расход у четырёхтактных «Уралов» всегда был порядка 10 литров. Интересно, что милиция закупала не только классические «Уралы» с колясками, но и мотоциклы-одиночки. Уралы М-62/63 без коляски вообще не продавались обычным советским гражданам, так как эксплуатация тяжёлого мотоцикла-одиночки считалась весьма опасным делом. Поэтому гаишники на таких байках воспринимались советскими мальчишками как современные богатыри.

Милицейский мотоцикл
Милицейский мотоцикл

Советский тяжёлый мотоцикл с коляской «Урал» М66 выпускался с 1971 по 1975 год. «Шестьдесят шестой» стал дальнейшим развитием долгожителя «Урал» М63, выпускавшегося до него восемь лет. Каждый последующий мотоцикл Ирбитского завода улучшался по сравнению с предыдущей моделью, и этот не является исключением. На «Урале» М66 был значительно модернизирован двигатель, мощность повысилась до 32 л.с., а его надёжность и долговечность возросла за счёт применения полнопоточной очистки масла и новой конструкции коленчатого вала. Ещё на мотоцикле «Урал» М66 появились указатели поворотов и новые фонари. Из проверенных решений на новой модели остались рама с подвеской маятникового типа на заднем колесе и пружины с гидравлическими амортизационными элементами в задней части. Всё это делало подвеску мягкой, что было немаловажно при эксплуатации мотоцикла на плохих дорогах.

Мотоцикл ГАИ
Мотоцикл ГАИ

Милицейские «Уралы» окрашивались как и автомобили в ярко-жёлтый цвет с контрастным синим и отличались от «гражданских» наличием сирен, маяков, креплений для рации, а также прорезей в задней части коляски для вентиляции блока рации. Иногда на борту коляски рисовался герб СССР, спереди устанавливалась синяя мигалка и громкоговоритель. Надпись «ГАИ» наносилась на щитке под стеклом.

Милицейский мотоцикл
Милицейский мотоцикл

Тяжёлые мотоциклы-одиночки «Урал» М68П поставлялись в ГАИ союзных республик для эскортирования иногда прибывавшего к ним с официальным визитом генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева или руководителей зарубежных государств. Литера П в индексе модели означала «Патрульный». Как правило, партия состояла из пятнадцати мотоциклов, а в эскорте кортежа задействовалось тринадцать мотоциклистов. Впереди шёл «резерв» из двух мотоциклов — один за другим, затем «клин» из семи мотоциклов и далее по одному мотоциклисту к каждому колесу основного автомобиля кортежа, в котором находилось охраняемое лицо.

Мотоцикл «Урал»
Мотоцикл «Урал»

Устаревшие эскортные мотоциклы «Урал» М68П впоследствии передавали во взводы, где они продолжали нести службу по надзору за дорожным движением и использовались на постах ГАИ в качестве «догонялок».