Атомный ледокол «50 лет Победы» поставил рекорд скорости достижения Северного полюса

Атомный ледокол «50 лет Победы». Судовой хронометр (Навигационный прибор измерения времени)
Атомный ледокол «50 лет Победы»

Атомный ледокол «50 лет Победы» поставил рекорд скорости хода на маршруте Мурманск — Северный полюс, пройдя его за 79 часов.

Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице
Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице

Это более чем вдвое быстрее, чем получилось у атомохода «Арктика» в 1977 году, когда впервые надводное судно достигло Северного полюса, сообщил 17 августа 2017 года директор по судоходству «Атомфлота» Андрей Алексеевич Смирнов.

Судовой хронометр (Навигационный прибор измерения времени)
Судовой хронометр (Навигационный прибор измерения времени). 1982 год

Атомоход «50 лет Победы» прибыл на Северный полюс в 02:33 мск 17 августа 2017 года, совершая поход в честь 40-летия первого достижения Северного полюса атомным ледоколом «Арктика» 1977 году. Рейс совершён в рекордные сроки — за 79 часов от причала ФГУП «Атомфлот».

Барограф. 1959 год
Барограф. 1959 год

Рейс 40-летней давности занял 176 часов: «Арктика» вышла из Мурманска 9 августа 1977 года в 20:00 мск и достигла полюса 17 августа в 4:00 мск.

Телефон. 1985 год
Телефон. 1985 год

Андрей Алексеевич Смирнов уточнил, что полюс достигнут надводным кораблём в 124-й раз. «За 40 лет полюс достигался в надводном плавании 124 раза, при этом 111 раз — советскими и российскими судами», — сказал он. Для капитана атомохода «50 лет Победы» Дмитрия Викторовича Лобусова рейс тоже рекордный — он в 24-й раз достиг полюса в должности капитана.

Атомный ледокол «Ямал»
Атомный ледокол «Ямал»

Прежний рекордсмен — капитан атомохода «Ямал» Александр Юрьевич Лембрик — покорил полюс 23 раза.

Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице
Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице

Поход «Арктики» к Северному полюсу был путём в неизвестность. «Полюс надводным кораблём достигался впервые в мире, поэтому готовились к годовом дрейфу. Брали на борт тракторы», — рассказал Виктор Ильич Боярский, председатель Полярной комиссии Русского географического общества.

Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице
Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице

К полюсу решили подходить с Востока, со стороны Новосибирских островов, используя направление естественного дрейфа льда.

Барограф (1959 год) и телефон (1985 год)
Барограф (1959 год) и телефон (1985 год)

На полюсе, по словам Виктора Ильича Боярского, тогда была совершенно другая ледовая ситуация, чем сейчас — тяжёлые многолетние льды. «Сейчас к полюсу можно ходить по расписанию — серьёзного льда там нет», — заметил В.И. Боярский, который с середины 1990 годов организует туры к Северному полюсу для иностранных туристов.

Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице
Макет атомного ледокола «Арктика» на Тверской улице

Рейс атомохода «50 лет Победы» под командованием капитана Дмитрия Викторовича Лобусова — мемориальный, он посвящён 40-летию первого достижения Северного полюса и точно повторяет рейс атомохода «Арктика», которому принадлежит это достижение. На борту организована конференция с участием представителей Госдумы, Совета Федерации, Госкорпорации «Росатом», полярников разных поколений. Для участников похода подготовлена разнообразная лекционная и дискуссионная программа и участие в водружении флага России на Северном полюсе, для желающих создана возможность искупаться в Северном Ледовитом океане на макушке планеты.

Рында атомного ледокола «Сибирь». 1977 год
Рында атомного ледокола «Сибирь». 1977 год

Атомоход «Арктика» был первым из ледоколов новой серии. Затем на Балтийском заводе в Ленинграде (а затем Санкт- Петербурге) их построили ещё пять по тому же проекту: «Сибирь» (1977 год), «Россия» (1985 год), «Советский Союз» (1989 год), «Ямал» (1992 год), «50 лет Победы» (2007 год).