Истребитель Ки-43 «Хаябуса»

Истребитель Ки-43 «Хаябуса»
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Истребитель «Тип 1» «Накадзима» Ки-43/«Хаябуса» («Сапсан») — одноместный лёгкий истребитель армейской авиации Сухопутных войск Японии.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Истребитель армейской авиации Сухопутных войск Японии «Тип 1» (проектное обозначение «Ки-43») разработан авиационным КБ завода «Накадзима». Разработка прототипа перспективного истребителя для ВВС Сухопутных войск началась в конце 1937 года. Прототип «Ки-43» совершил первый полёт в начале 1939 года. Основным требованием к истребителю было сохранение боевой маневренности на уровне его предшественника (истребителя армейской авиации «Тип 97» («Накадзима» Ки-27)) при возросшей скорости и увеличенном радиусе действия.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для удовлетворения этих требований инженеры КБ «Накадзима» приняли решение применить на новом истребителе так называемые «закрылки Фаулера», которые увеличивали подъёмную силу крыла и повышали горизонтальные манёвренные характеристики самолёта при возросших скоростях полёта.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В конечном результате, скорость виража истребителя «Тип 1» была ощутимо выше, чем у «Тип 97». Ценой этого была меньшая прочность конструкции — для истребителя «Тип 1» нередким было растрескивание обшивки центроплана на стыке с фюзеляжем, несмотря на усиление материала обшивки с модификации «Мод. 1-б».

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Первая модификация истребителя «Ки-43а» была вооружёна двумя пулемётами «Тип 98а» винтовочного калибра 7,7 мм. В конце 1941 года на модификации «Ки-43б» один из пулемётов был заменён на крупнокалиберный пулемёт Хо-103 («Тип 1») калибра 12,7-мм (лицензионная версия пулемёта «М2»). По проекту КБ завода «Накадзима» планировалось заменить пулемёты «Тип 98а» на крупнокалиберные, но бронебойно-зажигательные (разрывные) пули ранних серий, которые часто заклинивали в стволе из-за низкокачественной механической обработки, либо детонировали при выстреле.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Осенью 1941 года истребители «Тип 1» армейской авиации Сухопутных войск появились на китайском фронте на вооружении частей авиации Квантунской армии. Всего ими были вооружены 32 авиаполка армейской авиации Сухопутных войск Японии по 36 самолётов в каждом.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Всего было произведено 5919 единиц истребителей «Тип 1», активно принимавших участие в боевых действиях. В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. представлен макет самолёта Ки-43 «Хаябуса» с фрагментами: двигатель, винт, крыло, найденными на острове Шумшу Курильской гряды.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Окраски самолётов «Ки-43» условно можно разделить на два основных типа: без камуфляжа (или с полевым камуфляжем) и с камуфляжем, сделанным на заводе-изготовителе. Все прототипы, а также серийные самолеты «Ки43-I» и «Ки-43-II» выходили с завода неокрашенными, то есть в цвете дюраля. На заводе лишь наносили опознавательные знаки «хиномару» на верхние и нижние поверхности крыльев, чёрную антибликовую полосу на фюзеляже и несколько технических надписей. Обтянутые полотном рули и элероны красили светло-серой краской.

Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Истребитель Ки-43 «Хаябуса» в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Но на фронте быстро возникла необходимость камуфлировать машины, действовавшие с прифронтовых аэродромов, подверженных вражеским авианалётам. Поначалу использовался импровизированный камуфляж частыми мелкими пятнами буро-коричневого, оливково-зелёного или тёмно-зелёного цветов. Иногда применялся и третий цвет — светло-зелёный. Камуфляж наносили на верхние и боковые поверхности самолётов. Судя по фотографиям, пятна располагались в произвольном порядке.