
Собор Успения Пресвятой Богородицы — православный храм Дмитровского благочиния Московской епархии. Храм расположен в городе Дмитрове Московской области.

По истории строительства Собора Успения Божией Матери в Дмитрове было названо несколько гипотетических дат.

Все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского, но ни одна из них не подтверждена документально.

Возможное ктиторство великого князя никем из исследователей серьёзно не рассматривалось. Обычно закладку собора относят к 1507 году или к 1509 году, а завершение к 1533 году.

В монографии А.В. Яганова, Е.И. Рузаевой завершение строительства обосновывается 1512 годом.

Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С.А. Гаврилова 1976-1979-х годов опровергли эти гипотезы.

Исследование 1976-1979 годов опровергло и другую устоявшуюся ошибку: двухъярусные паперти вокруг церкви построены одновременно с ней.

До исследования 1976-1979 годов, все историки и реставраторы, в том числе, и проводившая реставрацию Успенского собора в 1961-1965 годах Е.Р. Куницкая, ошибались в позднем происхождении папертей.

Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505-1508 годах итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца дмитровского князя.

Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе.

Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа.

В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С.А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу.

Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.

Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.

Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром три метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца, и два распятия.

Но изразцовые иконы на фасадах дмитровского Успенского собора появились только в XVIII веке.

По предположению В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице.

По мнению С.А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды.

Вероятно, в XVI веке — начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х годов С.А. Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристроенной к восточной арке северной паперти. Метлин при описании ветхостей XVIII веке именно эту звонницу обозначил: «колокола висят на левой стороне паперти, что в углу». Предположение А.В. Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.

В середине 1660-х годов к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793-1796 годах по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного князя И.Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790-1791 годах, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.

В 1820-е годы Александром Филипповичем Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1823-1825 годах каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Фёдора Михайловича Шестакова 1822 года (подлинный авторский чертёж 1822 года Ф.М. Шестакова у наследников фотографа П.И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С.А. Гавриловым и приобретён Дмитровским музеем), в 1841 году архитектор Дмитрий Фомич Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертёж 1842 года Д.Ф. Борисова найден и приобретён тогда же).

Тогда же по углам появились ещё четыре широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.

После революции 1917 года собор долгое время функционировал, но в 1932 году был закрыт и передан музею. В середине 1930-х годах с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 года была разобрана верхняя часть колокольни.

В 1961-1965 годах силами МОСНРПМ под руководством Е.Р. Куницкой была проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. В 2001-2003 годах после новой реставрации под руководством В.И. Нестеренко по проекту архитекторов А.В. Яганова и И.Ю. Коровина их возобновили.

Богослужения вновь начали проводиться в одном из приделов собора ещё в 1991 году. В 2002 году музей переведён в новое здание, храм полностью передан Русской православной церкви и 23 июля 2003 года освящён.

Сохранился резной иконостас конца XVII века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся к XV веку, а также роспись XIX века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в Дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В.И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи.

До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи. Первая роспись стен появилась после 1813 года.

В 1792 году в Собор Успения Пресвятой Богородицы перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.

8 ноября 2010 года был освящён памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому (1883-1937 гг.) установленный возле стен собора Успения Пресвятой Богородицы.