Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея

СУ-100 – советская САУ периода Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков, средняя по массе.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 и средний танк Т-34-85
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 и средний танк Т-34-85 

Самоходка была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторами Уралмашзавода в конце 1943 начале 1944 года.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-85 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

По своей сути самоходная артиллерийская установка СУ-100 является дальнейшим развитием САУ СУ-85.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100
Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 разрабатывалась для замены СУ-85, которая обладала недостаточной возможностью борьбы с немецкими тяжёлыми танками.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Серийный выпуск САУ СУ-100 начался на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до марта 1946 года. Помимо этого с 1951 по 1956 год САУ производилась в Чехословакии по лицензии.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Всего по разным данным в СССР и Чехословакии было произведено от 4 772 до 4 976 самоходок данного типа.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся у Красной армии средств борьбы с современными немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление бронетанковых войск. Данный вопрос попытались решить применением на САУ 100-мм орудия с баллистикой морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года был представлен Наркомату танковой промышленности, а уже 27 декабря 1943 года ГКО принял решение о принятии на вооружение новой средней САУ, вооружённой 100-мм орудием. Местом производства новой самоходки был определён «Уралмашзавод».

Сроки разработки были поставлены очень жёсткие, однако, получив чертежи орудия С-34, на заводе убедились в том, что данная пушка для САУ не подходит: она обладает очень внушительными размерами, а при наведении влево упирается во вторую подвеску, не позволяя разместить на прежнем месте люк водителя. Для того чтобы установить на самоходке данное орудие, требовались серьёзные изменения её конструкции, в том числе и её герметичного корпуса. Всё это влекло за собой изменение производственных линий, смещения рабочего места водителя и органов управления на 100 мм. влево и изменение подвески. Масса САУ могла возрасти на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для того чтобы справится с возникшей проблемой, «Уралмашзавод» обратился за помощью к заводу №9, в котором в конце февраля 1944 года под руководством конструктора Фёдора Фёдоровича Петрова было создано 100-мм орудие Д-10С, разработанное на основе морского зенитного орудия Б-34.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Созданное орудие обладало меньшей массой в сравнении С-34 и свободно монтировалось в серийном корпусе самоходки без каких-либо существенных изменений и увеличения массы машины. Уже 3 марта 1944 года первый прототип новой самоходки, вооружённый новым орудием Д-10С, был отправлен для прохождения заводских испытаний.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея

Тактико-технические показатели новой САУ СУ-100 позволяли ей успешно бороться с современными немецкими танками на дистанции в 1500 метров для «Тигров» и «Пантер» вне зависимости от точки попадания снаряда.

Тяжёлый танк Т-VI (Н1) «Тигр» 1942 г. (Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей)
Тяжёлый танк Т-VI (Н1) «Тигр» 1942 г. (Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей)

САУ «Фердинанд» можно было поразить с расстояния в 2000 метров, но только при попадании в бортовую броню.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

СУ-100 обладала исключительной для советской бронетехники огневой мощью. Её бронебойный снаряд на расстоянии 2000 метров пробивал 125 миллиметров вертикальной брони, а на расстоянии до 1000 метров пробивал большинство немецкой бронетехники практически насквозь.

САУ СУ-100 была спроектирована на основе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Все основные узлы танка — ходовая часть, трансмиссия, двигатель были использованы без изменений.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-85 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

Толщина лобового бронирования рубки была увеличена практически вдвое (с 45-мм у СУ-85 до 75-мм у СУ-100).

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Рост бронирования в совокупности с увеличением массы орудия привёл к тому, что подвеска передних катков вышла перегруженной. Проблему постарались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 миллиметров, но полностью её ликвидировать так и не удалось. В данной проблеме отразилось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи.

Корпус самоходки, заимствованный у СУ-85, подвергся хоть и немногочисленным, но очень важным изменениям. Помимо увеличения лобовой брони на САУ появилась командирская башенка со смотровыми приборами MK-IV (копия британских).

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади

Также на машине были установлены 2 вентилятора для лучшей очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом 72% деталей было заимствовано у среднего танка Т-34, 7,5% от САУ СУ-85, 4% от САУ СУ-122, а 16,5% были спроектированы заново.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100
Самоходная артиллерийская установка СУ-100

САУ СУ-100 обладала классической для советских самоходок компоновкой. Боевое отделение, которое совмещалось с отделением управления, находилось в передней части корпуса, в полностью бронированной боевой рубке.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади

Здесь были расположены органы управления механизмами САУ, комплекс основного вооружения с прицельными приспособлениями, боекомплект орудия, танкопереговорное устройство (ТПУ-3-БисФ), радиостанция (9РС или 9РМ). Здесь же располагались носовые топливные баки и часть полезного инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП).

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Спереди в левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе корпуса имелся прямоугольный люк. В крышке его люка были смонтированы два призматических смотровых прибора. Справа от орудия располагалось место командира машины. Сразу за сиденьем механика-водителя находилось место наводчика, а в левом заднем углу боевой рубки — заряжающего. В крыше рубки находилось два прямоугольных люка для посадки/высадки экипажа, неподвижная командирская башенка и два вентилятора под колпаками.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100
Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Командирская башенка имела пять смотровых щелей с бронестеклами, перископические смотровые приборы МК-IV находились в крышке люка командирской башенки и левой створке крышки люка наводчика.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея

Моторное отделение находилось сразу же за боевым и отделялось от него специальной перегородкой.

Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)
Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

В середине МТО на подмоторной раме был смонтирован дизельный двигатель В-2-34, развивавший мощность в 520 л.с. С данным двигателем САУ весом в 31,6 тонны могла разогнаться по шоссе до 50 км/ч.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади

Трансмиссионное отделение располагалось в корме корпуса самоходки, тут находились главный и бортовые фрикционы с тормозами, 5-ступенчатая коробка передач, 2 инерционно-масляных воздухоочистителя и 2 топливных бака. Ёмкость внутренних топливных баков САУ СУ-100 составляла 400 литров, этого количества топлива было достаточно для совершения 310-км марша по шоссе.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Главным вооружением самоходки была 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 года. Длина ствола орудия равнялась 56 калибрам (5608 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с, а максимальная дульная энергия — 6,36 МДж. Пушка оснащалась полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, а также механическим и электромагнитным спуском. Для обеспечения плавности наводки в вертикальной плоскости пушка оснащалась компенсирующим механизмом пружинного типа. Противооткатные устройства состояли из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, которые были расположены над стволом орудия справа и слева соответственно. Полная масса орудия и откатывающих механизмов составляла 1435 килограммов. Боекомплект САУ СУ-100 включал в себя 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и осколочно-фугасными ОФ-412.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Орудие устанавливалось в лобовой плите рубки в специальной литой рамке на двойных цапфах. Углы наведения в вертикальной плоскости лежали в пределах от -3 до +20 градусов, в горизонтальной 16 градусов (по 8 в каждую сторону).

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Наводка пушки на цель осуществлялась при помощи двух ручных механизмов — поворотного механизма винтового типа и подъёмного механизма секторного типа.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на Красной площади

При стрельбе с закрытых позиций для наведения орудия использовалась панорама Герца и боковой уровень, при стрельбе прямой наводкой наводчик использовал телескопический шарнирный прицел ТШ-19, обладавший 4-х кратным увеличением и полем обзора в 16 градусов. Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту.