Многоцелевой истребитель МиГ-29

Фронтовой истребитель МиГ-29 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Фронтовой истребитель МиГ-29 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

40 лет назад лётчик-испытатель Александр Васильевич Федотов впервые поднял в воздух прототип многоцелевого фронтового сверхзвукового истребителя МиГ-29.

Реактивный истребитель МиГ-23С в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Реактивный истребитель МиГ-23С в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23.

Фронтовой истребитель МиГ-29 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Фронтовой истребитель МиГ-29 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка лёгкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А.А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолёта был назначен М.Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В.В. Новиков. Общей координацией занимался генеральный конструктор ОКБ Ростислав Аполлосович Беляков.

В настоящее время модернизация самолёта МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А.Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя — под руководством Н.Н. Бунтина и И.Г. Кристинова.

Фронтовой истребитель МиГ-29 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Фронтовой истребитель МиГ-29 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолёт был готов к выполнению первого полёта.

Фронтовой истребитель МиГ-29 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Фронтовой истребитель МиГ-29 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А.И. Микояна Герой Советского Союза А.В. Федотов впервые поднял самолёт в небо. В лётных испытаниях новой боевой машины также принимали участие лётчики ОКБ: П.М. Остапенко, Б.А. Орлов, А.Г. Фастовец, В.Е. Меницкий, В.В. Рындин.

Фронтовой истребитель МиГ-29 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Фронтовой истребитель МиГ-29 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

После завершения в 1982 году широкомасштабной программы лётных испытаний новый самолёт был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня — Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.

Лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолёт обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленён через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения.

Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолёта. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолёта. Шасси МиГ-29 трёхопорное, убирающееся.

Примерно 40 процентов подъёмной силы самолёта в полёте обеспечивает его корпус, 60 процентов — крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъёмной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера лёгкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков.

Основные конструкционные материалы планера самолёта — это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и тому подобное) был применён титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолёта в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Сейчас в российскую армию поступают самолёты МиГ-29СМТ, серийно выпускаемые с 2004 года.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Они являются глубокой модернизацией обычного МиГ-29, представляют собой многофункциональный истребитель поколения «4+» с открытой архитектурой авионики и постоянно расширяемым арсеналом высокоточного оружия.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

В состав номенклатуры вооружения МиГ-29СМТ введено современное высокоточное оружие класса «воздух — поверхность», установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ».

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Как отмечают разработчики, по сравнению с БРЛС предыдущего поколения, она имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надёжность.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Эта БРЛС обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей и одновременный обстрел четырёх из них.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Самолёт МиГ-29СМТ оснащается системой дозаправки топливом в полёте.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Также МиГ-29СМТ может оснащаться аппаратурой РЭП (радиоэлектронное подавление) в подвесном контейнере.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

Как отмечают разработчики, МиГ-29СМТ может комплектоваться модернизированной оптико-локационной станцией, радиостанциями, навигационной аппаратурой и системами государственного опознавания различных типов.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

По архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования и номенклатуре вооружения МиГ-29СМТ унифицирован с истребителями нового семейства боевых самолётов корпорации «МиГ».

Многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35
Многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35

На базе «29-го» создан новейший МиГ-35, характеристики которого уже максимально приближены к самолётам пятого поколения.

Многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35
Многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35

Сейчас многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35 проходит лётные испытания.

Многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35
Многофункциональный лёгкий истребитель МиГ-35

В будущем именно этой машиной планируется вооружить всю лёгкую истребительную авиацию Воздушно-космических сил России.