Иван Сергеевич Аксаков

Мемориальные доски установленные на здании усадьбы Голицыных (улица Волхонка, дом 14, строение 5)
Мемориальные доски установленные на здании усадьбы Голицыных (улица Волхонка, дом 14, строение 5)

Знаменитый русский мыслитель и публицист Иван Сергеевич Аксаков родился 8 октября (26 сентября) 1823 года в селе Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Белебеевский район Башкортостана). Третий сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

Усадьба Голицыных (XVIII-XIX века). В здании находится Институт философии РАН (улица Волхонка, дом 14, строение 5)
Усадьба Голицыных (XVIII-XIX века). В здании находится Институт философии РАН (улица Волхонка, дом 14, строение 5)

В 1826-1838 годах с перерывами жил с семьёй в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 годах служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 годах его обер-секретарь), в память об этом периоде в 1843 году написана мистерия «Жизнь чиновника» (опубликована в 1861 году в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам И.С. Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губернии до своего прошения об отставке в феврале 1851 года).

В 1852 году в Москве под редакцией Ивана Сергеевича Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Николая Васильевича Гоголя. В марте 1853 года рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Ивана Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Иван Сергеевич Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856 года, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение. Дружина дошла до Бессарабии, но в боях не участвовала. Серпуховская дружина была прикомандирована к Южной армии для несения службы в крепости Бендеры. При первых известиях о мире, в марте 1856 года, И.С. Аксаков вернулся в Москву, но в мае того же года снова отправился на юг, в Крым, приглашённый князем Виктором Иларионовичем Васильчиковым участвовать в следственной комиссии по делу о злоупотреблениях генерал-интенданта барона Фёдора Карловича Затлера во время войны. В декабре 1856 года он возвратился в Москву.

В марте 1857 года Иван Сергеевич представил Географическому обществу свой статистический труд, и уехал за границу. Иван Сергеевич Аксаков путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с Александром Ивановичем Герценым. Позднее А.И. Герцен говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись…»). По возвращении в Москву Иван Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859 годах, после снятия запрета на редакторскую деятельность, – фактическим редактором журнала Александра Ивановича Кошелева «Русская беседа».

С этого времени Иван Сергеевич Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис Константина Сергеевича Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворённой внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия».

Усадьба Голицыных (XVIII-XIX века). В этом доме в 1885-1886 годах жил, работал и 27 января 1886 года умер Иван Сергеевич Аксаков (улица Волхонка, дом 14, строение 5)
Усадьба Голицыных (XVIII-XIX века). В этом доме в 1885-1886 годах жил, работал и 27 января 1886 года умер Иван Сергеевич Аксаков (улица Волхонка, дом 14, строение 5)

И.С. Аксаков был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859 г.), «День» (1861-1865 гг.), «Москва», «Москвич» (обе в 1867-1868 гг.), «Русь» (1880-1886 гг.), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Ивана Сергеевича называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в том числе Иваном Фёдоровичем и Николаем Фёдоровичем Мамонтовыми и известным издателем Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).

В 1857-1878 годах И.С. Аксаков — глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878 году, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части её под власть Турции, что ущемило, по мнению Ивана Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны). В 1870-1880-х годах И.С. Аксаков (увлечённый к тому времени идеями панславизма, в чём признавал себя его последователем и единомышленником Фёдор Михайлович Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами. В 1869 году Иван Сергеевич — один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (в 1847 году председатель совета его правления). Он был членом Общества любителей российской словесности а в 1872-1874 годах стал его председателем.

12 января 1866 года состоялось бракосочетание И.С. Аксакова с дочерью поэта Ф.И. Тютчева — фрейлиной Анной Фёдоровной Тютчевой. Венчание состоялось в Георгиевской на всполье в Кудрине церкви в Москве. Церковь в Георгиевском переулке впервые упоминается с 1631 года. Каменная построена в 1655 года по благословению Патриарха Никона. Новое здание заложено в 1779 году. Церковь носила название «великомученика Георгия Победоносца, что на Всполье» и обновлялась в 1868 года. Церковь Георгия Победоносца, что на Всполье (Малая Никитская улица, 24, угол Георгиевского, ныне Вспольного, переулка, 2) была разрушена в 1932 или 1933 году. Первый год супружества Иван Аксаков посвятил исключительно семье. Иван Сергеевич Аксаков зять и почитатель Ф.И. Тютчева. Он в 1874 году написал биографический очерк «Фёдор Иванович Тютчев», где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Фёдора Тютчева.

В 1860-1880-е годы И.С. Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С. Аксакова и А.С. Хомякова. Иван Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведёт к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Иван Сергеевич Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 года невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута И.С. Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Иван Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведёт к окончательному разрыву между народом и властью.

Как и у первых славянофилов, в воззрениях И.С. Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов И.С. Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила — «общество», «народ самосознающий» — по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, — утверждал Иван Сергеевич Аксаков, — объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального её развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Иван Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нём логическое знание, «отрешённое от нравственного начала».

Усадьба Голицыных (XVIII-XIX века). В этом доме в 1885-1886 годах жил, работал и 27 января 1886 года умер Иван Сергеевич Аксаков (улица Волхонка, дом 14, строение 5)
Усадьба Голицыных (XVIII-XIX века). В этом доме в 1885-1886 годах жил, работал и 27 января 1886 года умер Иван Сергеевич Аксаков (улица Волхонка, дом 14, строение 5)

Весной 1885 года, утомлённый душевно и физически, Иван Сергеевич Аксаков провёл несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он и умер в Москве 8 февраля (27 января) 1886 года. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Похоронен Иван Сергеевич был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сочинения И.С. Аксакова были изданы его женой в семи томах. Кроме того вышло два тома его переписки и собрание стихотворений.