Милицейские спецавтомобили на базе УАЗ-469

Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б
Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б

Знаменитый «луноход» – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях.

Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б
Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б

Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали «перебравших» с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.

Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б
Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б

УАЗ-469 был разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог. Разработка УАЗ-469 началась в 1961 году.

Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б
Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б

Первые автомобили УАЗ-469 сошли с конвейера в 1972 года. Они пришли на смену ГАЗ (УАЗ)-69. В качестве агрегатной базы использовался хорошо знакомый автомобиль, известный надёжностью и конструктивным запасом прочности ГАЗ-21 «Волга». Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года,

Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б
Милицейский автомобиль на базе УАЗ-469Б

Ещё одна модификация УАЗ-469Б – это гражданская модификация армейского автомобиля УАЗ-469, отличается от последнего отсутствием экранированного электрооборудования, колесных редукторов и соответственно уменьшенным дорожным просветом (220 вместо 300 мм). В основном применялись городскими оперативными службами МВД СССР.

Милицейские спецавтомобили назывались УАЗ-469-АДЧ, УАЗ-469-АП и выпускался они именно на базе УАЗ-469Б. Буквы АДЧ и АП расшифровывались как автомобиль дежурных частей и автомобиль патрульный. Автомобиль УАЗ-469-АП-ГАИ предназначался для сотрудников ДПС ГАИ.

Предназначался для патрулирования сотрудниками строевых подразделений ППС по охране общественного порядка (АП), выезда оперативных групп дежурных частей ОВД на места происшествий (АДЧ), патрулирования сотрудниками строевых подразделений ДПС ГАИ по обеспечению безопасности дорожного движения (АП-ГАИ). Модификации различаются между собой составом возимого спецоборудования согласно нормам табельной положенности. Предназначены для использования в небольших городах и райцентрах, а так же в сельской местности, благодаря своим отличным качествам при езде по бездорожью.

Кузов разделён перегородкой на рабочий салон (пять мест) и отсек для задержанных (два места). Вход в этот отсек осуществлялся через распашную дверь в задней стенке. Такую компоновку (5+2) можно считать «классической милицейской». Перегородка устанавливалась за спинками первого ряда сидений, задние двери блокировались, на их окна также устанавливались металлические решётки, а вместо второго ряда сидений вдоль бортов ставились две продольные лавки. Боковых окон арестантский отсек не имел. Свет туда проникал через единственное зарешеченное окно в задней двери. Наблюдать за задержанными можно было через обрешеченное металлической сеткой оконце в перегородке.

Поскольку особых удобств для перевозки задержанных не требовалось, а запасное колесо из-за появления пятой двери лишилось своего штатного места, консоль для его крепления переехала внутрь арестантского отсека. Наряду с УАЗ-469 на службу в милицию поступали и соответствующим образом переоборудованные фургоны УАЗ-452 и УАЗ-3741.

Максимальная сокрость автомобиля — 100 км/ч, Время разгона до 100/км/ч достаточно велико — 23 секунды, зато расход топлива — 10,6 литра на 100 километров, что является достаточно экономичным показателем для внедорожника. Два топливных бака по 39 литров обеспечивали внушительный запас хода без дозаправки.

Внешний вид милицейского джипа в соответствие с требованиями прошлых лет: жёлтый цвет, синяя боковая полоса со словом «Милиция», гербы на передних дверях. На автомобиль устанавливались средства связи 70-х годов, в том числе так называемое СГУ (сигнальное громкоговорящее устройство). Вскоре УАЗ-469 в сине-жёлтой милицейской окраске с надписями «Дежурная часть», «ПМГ», «ППС» или просто «Милиция» на улицах городов стало так много, что у них появилось даже народное прозвище — «Канарейка».

На службе в МВД эти спецавтомобили повышенной проходимости, изготовленные на Ульяновском автомобильном заводе, числились вплоть до начала XXI века, претерпевая различные модификации. Милицейское спецобмундирование по наследству без видимых изменений переходило на обновленные модели. В 1985 году на смену УАЗ-469Б пришёл модернизированный УАЗ-31512, который выпускался до 2003 года, затем к автопарку милицейских машин присоединились основательно модифицированный УАЗ-31514 и ставший логическим завершением процесса омоложения платформы УАЗ-315195 «Хантер».