Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Были или нет по состоянию на 22 июня 1941 года в Красной армии бронетранспортёры — вопрос терминологический. Смотря что считать бэтээрами.

Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ
Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея

Например, ныне состоящий на вооружении (уже более полувека!) популярный многоцелевой лёгкий бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ, созданный в первую очередь, чтобы возить 100-мм противотанковые пушки, — типичный БТР.

Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея
Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея

Кстати, именно в таком качестве харьковская «Мотолыга» до сей поры служит в некоторых мотострелковых подразделениях Российской армии.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

80 лет назад, в августе 1937 года начались войсковые испытания разработанного на заводе № 37 (ныне НПК «НИИДАР») под руководством Николая Александровича Астрова лёгкого гусеничного бронированного артиллерийского тягача А-20.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Вскоре под названием Т-20 «Комсомолец» он был запущен в серийное производство сразу на трёх предприятиях — 37-м заводе, Сталинградском тракторном и ГАЗе.

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года
45-мм противотанковая пушка образца 1937 года

До прекращения выпуска в июле 1941-го РККА получила около восьми тысяч машин, ставших штатными тягачами главным образом для 45-мм противотанковых пушек.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

К нападению Германии на Советский Союз в Красной армии насчитывалось 6700 «Комсомольцев».

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Маленькая транспортно-боевая машинка, весившая около 3,5 тонны и вооружённая 7,62-мм пулемётом ДТ, имела двухместную бронированную рубку, а расчёт буксируемого орудия (или десант) из шести человек перевозила в открытом кузове. Вместо людей «Комсомолец» мог брать полтонны груза.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Автомобильный бензиновый двигатель мощностью 50-52 лошадиные силы обеспечивал до 40 километров в час по шоссе с двухтонным прицепом при запасе хода 200 километров.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Но это же тягач, а не БТР! Да, официально так. По документам «Комсомолец» и вовсе «бронированный трактор».

Лёгкий бронетранспортёр Renault UE Chenillette (Полное официальное название — Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R или танкетка снабжения пехоты)
Лёгкий бронетранспортёр Renault UE Chenillette (Полное официальное название — Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R или танкетка снабжения пехоты)

Однако к бронетранспортёрам относят выпускавшуюся во Франции до Второй мировой войны двухместную «танкетку снабжения пехоты» (она же «пехотный трактор») «Рено» UE массой 2,1 тонны.

Universal Carrier (в переводе с англ. «Универсальный транспортёр») — британский лёгкий многоцелевой бронетранспортёр
Universal Carrier (в переводе с англ. «Универсальный транспортёр») — британский лёгкий многоцелевой бронетранспортёр

А также бронетранспортёрами были британские гусеничные лёгкие открытые Universal Carrier, весьма близкие «Комсомольцу» по характеристикам.

Universal Carrier (в переводе с англ. «Универсальный транспортёр») — британский лёгкий многоцелевой бронетранспортёр
Universal Carrier (в переводе с англ. «Универсальный транспортёр») — британский лёгкий многоцелевой бронетранспортёр

Последние поставлялись и в СССР — по ленд-лизу, а в английской армии служили вплоть до 60-х годов. Так что как ни крути, а бронетранспортёры у Красной армии де-факто появились уже перед войной, причём в массовом количестве.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

«Комсомольцам» принадлежит весьма заметная роль в механизации и обеспечении маневренности РККА.

Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея
Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный МТ-ЛБ в экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея

Количество «Комсомольцев» превышало парк МТ-ЛБ (по некоторым данным, до четырёх тысяч), которым сегодня располагает Российская армия.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Благодаря «Комсомольцам» обеспеченность артиллерии РККА мехтягой была выше, чем у вторгшегося в нашу страну вермахта.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Пулемётное вооружение позволяло использовать «Комсомолец» как танкетку, и оно очень пригодилось для прикрытия под огнём противника спешившегося расчёта, разворачивающего на позиции «сорокапятку».

А осенью 1941 года сотню «Комсомольцев» приспособили как самоходное шасси для 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Такие САУ, названные ЗИС-30, хорошо зарекомендовали себя в боях, хотя для малютки «Комсомольца» артсистема оказалась тяжеловатой.

И если уж говорить о довоенных БТР, нельзя не упомянуть серийный гусеничный Т-26-Т — не полу-, как «Комсомолец», а полностью бронированный транспортёр-тягач на базе лёгкого танка Т-26. Вооружения на нём не было, зато десант из пяти человек перевозили в закрытой бронерубке. Для этих машин нашли применение в качестве тягачей для 76-мм дивизионных пушек Ф-22, их в 1934-1936 годах произвели менее двухсот единиц, а ещё выпускали, тоже малыми сериями, открытые сверху варианты Т-26-Т2 для подвоза механизированных войск. Т-26-Т2 могли буксировать прицепы массой до пяти тонн.

Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Так что серийные бронетранспортёры в СССР появились уже до войны, просто классифицировали их как тягачи и использовали в основном в артиллерии.