Михаил Кошкин

Конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин (Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Переяславец М.В. 1986 г. бронза)
Конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин (Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Переяславец М.В. 1986 г. бронза)

Советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии.

В декабре 1936 года М.И. Кошкин получил важное назначение. Приказом Наркома тяжёлого машиностроения Г.К. Орджоникидзе (товарища Серго Орджоникидзе) на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна создаётся конструкторское бюро №183, и Главным конструктором назначается Михаил Ильич Кошкин. Это было почётное назначение — Харьковский паровозный завод выпускал самые массовые танки Красной армии БТ-5, БТ-7, а, значит, был крупнейшим производителем советской бронетехники.

Огнемётный танк ОТ-34 № 201, который одним из первых вошёл в город Симферополь 13 апреля 1944 года
Огнемётный танк ОТ-34 № 201, который одним из первых вошёл в город Симферополь 13 апреля 1944 года

На должности Главного конструктора проявились лучшие качества Михаила Ильича. Поначалу мало знакомый коллективу завода новый Главный быстро и безо всяких трений нашёл контакт с коллегами и подчинёнными. Он чутко воспринимал обстановку того времени, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрёл авторитет на заводе.

Михаил Ильич Кошкин не боялся отстаивать свою точку зрения перед руководителями любого уровня и продвигать смелые новаторские идеи. Именно в 1937 году по результатам участия советских танкистов в составе интернациональных бригад в войне в Испании, Автобронетанковое управление РККА вырабатывает техническое задание на разработку танка нового поколения, который должен прийти на смену лёгкому скоростному БТ-7. Задачу предстояло решать конструкторскому бюро №183 и лично Михаил Ильичу.

В тот период развернулась дискуссия о типе ходовой части танка. Многие военные и инженеры выступали за сохранение колёсно-гусеничных движителей, как у БТ. Михаил Кошкин был среди тех, кто понимал, что будущее принадлежит гусеничному движителю. Он радикально улучшает проходимость танка, а, главное, обладает значительно большей грузоподъёмностью. Последнее обстоятельство позволяет при одинаковых габаритах и мощности двигателя резко увеличить мощность вооружения танка и толщину брони, что существенно повысит защищённость машины от средств поражения противника.

В рамках одного технического задания КБ Кошкина спроектировало два танка — А-20 (иногда его зовут БТ-20) на колёсно-гусеничном ходу и А-32 на гусеничном. Сравнительные испытания этих машин в первой половине 1939 года не выявили радикальных преимуществ ни у одной из них. Вопрос о типе ходовой части оставался открытым. Именно М.И. Кошкину пришлось убеждать руководство армии и страны, что танк на гусеничном ходу обладает дополнительными резервами для увеличения толщины брони, повышения боевой массы не в ущерб скорости и маневренности. В то же время у колёсно-гусеничного танка такого запаса нет, а на снегу или пашне он без гусениц сразу же застрянет. А ведь у М.И. Кошкина хватало серьёзных и влиятельных оппонентов из числа сторонников комбинированной ходовой части.

Чтобы окончательно доказать правоту Михаила Ильича Кошкина, зимой 1939-1940 годов на заводе построили два опытных танка А-34, у которых гусеничный ход с пятью опорными катками позволил увеличить по сравнению с А-20 и А-32 боевую массу примерно на десять тонн и поднять толщину брони с 20 до 40-45 миллиметров. Это были первые прототипы будущего Т-34.

Средний танк Т-34-76 «Боевая подруга»
Средний танк Т-34-76 «Боевая подруга»

Ещё одной заслугой М.И. Кошкина стал безошибочный выбор типа двигателя. Харьковские конструкторы Константин Фёдорович Челпан, Иван Яковлевич Трашутин, Яков Ефимович Вихман и их товарищи спроектировали новый дизельный двигатель В-2 мощностью 400-500 л.с. Первые образцы нового мотора установили на танки БТ-7 взамен бензинового авиационного М-17. Но узлы трансмиссии БТ, рассчитанные на меньшие нагрузки, не выдерживали и выходили из строя. Ресурс первых В-2, которые завод ещё не научился изготавливать, тоже оставлял желать лучшего. Отстаивая необходимость использования именно дизеля В-2, М.И. Кошкин шёл на риск.

Средний танк Т-34-76 «Боевая подруга»
Средний танк Т-34-76 «Боевая подруга»

Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы.

Средний танк Т-34-76 на Красной площади
Средний танк Т-34-76 на Красной площади

А с февраля 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41 калибр и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны.

Средний танк Т-34-85 на Красной площади
Средний танк Т-34-76 на Красной площади

В 1942 году М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко за создание Т-34 стали лауреатами Сталинской премии, для Михаила Ильича она оказалась посмертной.