Лёгкий бомбардировщик-разведчик Су-2

Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В длинном ряду уникальных образцов вооружения, которые массовом представлении о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. символизируют способности отечественных оружейников, этого самолёта не найти. Да и в число легендарных самолётов, которые с лёгкостью назовёт даже человек, далёкий от авиации, Су-2 не входит. А между тем, эта машина сыграла особую роль в судьбе своего создателя, сделав его имя символом простоты, надёжности и живучести — того, чем и в дальнейшем отличались все самолёты авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.

Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для Павла Сухого проектирование самолёта, участвовавшего в легендарном конкурсе «Иванов» и победившего в нём, сданного ВВС накануне войны и сыгравшего заметную роль в первой её половине, стало знаковым событием. А для советских лётчиков и, как ни удивительно это звучит, артиллеристов появление многоцелевого самолёта, получившего поначалу шифр ББ-1, то есть ближний бомбардировщик первый, а позднее — Су-2, стало точкой отсчёта новой эры в истории отечественной авиации.

Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Не случайно же ещё до окончания государственных испытаний машины, которые завершились 23 апреля 1940 года, один из ведущих лётчиков-испытателей предвоенного СССР Борис Покровский так отозвался о ней: «Представляет образец продуманной культурной машины с большими скоростями, хорошей скороподъёмностью, хорошим обзором, чуткостью к управлению».

Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Продуманная культурная машина» — это определение, пожалуй, в большей или меньшей степени можно применить ко всем самолётам марки «Су». Но Су-2 был всё-таки первым среди них.

Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Копия самолёта Су-2 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Су-2 выпала счастливая судьба солдата, выполнившего свой долг, что называется, до последней капли крови. На всём огромном пространстве, где когда-то гремели бои Великой Отечественной войны, нет ни одного памятника, где был бы установлен этот самолёт, и ни одного музея, где он экспонируется. Все Су-2 достойно прошли свой боевой путь — и легли в землю рядом со своими пилотами и их однополчанами в Причерноморье, донских степях или белорусских болотах…

Экспозиция Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Экспозиция Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. представлена копия самолёта Су-2, который в 1942 году входил в состав отдельной штурмовой авиационной группы 8 воздушной армии Сталинградского фронта.