Грузовик Chevrolet G7107

Грузовик Chevrolet G7107
Грузовик Chevrolet G7107

В 1935 году в отделении Шевроле фирмы Дженерал моторс на базе коммерческой модели «RB» был разработан полуторатонный специальный армейский грузовик с колесной формулой 4х4 (тип «4272»). Опыт этой разработки был продолжен в конце 1930–х годов, когда подобные автомобили понадобились в больших количествах. Основой для армейского Шевроле с укороченной базой стала гражданская грузовая модель «VB». Разработчики на этот раз отказались от заимствования «коммерческих» капота и оперения, решив сделать их более простыми, надёжными и рациональными.

Грузовик Chevrolet G7107
Грузовик Chevrolet G7107

Так Шевроле серии «G» получил свои неповторимые оригинальные очертания в виде простой «квадратной» решётки радиатора, аллигаторного капота и простых открытых Г-образных крыльев. Элементы оказались настолько удачными, что практически без изменений перекочевали затем на создававшийся 3-осный «Джи-Эм-Си», а по стилю – и на многие другие модели разных фирм.

Грузовик Chevrolet G7107
Грузовик Chevrolet G7107

Сам «G7100» был создан в рекорднокороткие сроки и появился в металле уже в конце 1939 года, а с начала следующего стал поступать в армейские части. За годы войны машина стала достаточно известной, всего было выпущено 145 826 экземпляров моделей этого семейства. Однако, в Европе они не получили распространения и были мало знакомы там. Зато самые распространённые его версии – грузовик с универсальным кузовом «G7107» и его вариант с лебёдкой «G7117» стали одними из первых ленд-лизовских грузовиков, поступивших в СССР.

Грузовик Chevrolet G7107
Грузовик Chevrolet G7107

Уже в 1942 году наша страна получила около 2700 «Шевролетов», как называли их наши шофёры, читавшие надпись Шевроле буквально. Всего же за годы войны в СССР поступило 47,7 тысячи «G7107» и «G7117», или 42,5 % от общего произведённого количества (112,879 экз.) этих моделей. Шевроле предназначались для боевых и полковых обозов, инженерного имущества, использовались как тягачи 75-мм артиллерии, ремонтные летучки и радиостанции. Машина в целом пришлась по вкусу: более мощная, нежели отечественные автомобили того времени, маневренная, с хорошей проходимостью и «тёплой» кабиной. Впрочем, по поводу мощности «G7107» есть неясность. Зарубежные (в том числе заводские) источники указывают её как 83 л. с., в то время как наши справочники единодушно повышают её до 93 л. с. Опечатка? Возможно. Но неужели все отечественные составители справочников и авторы публикаций в 1940–е годы руководствовались лишь одним-единственным оригиналом, в который вкралась ошибка? Ведь с поставками машин шла весьма солидная и разнообразная заводская документация. Поэтому возможен второй вариант: первая партия прибывших в СССР Шевроле имела более мощные двигатели (это действительно имело место на некоторых модификациях, но считается, что к нам они не поставлялись) и именно их данные были перепечатаны и больше не корректировались.

Грузовой автомобиль Chevrolet G7107
Грузовой автомобиль Chevrolet G7107

Так или иначе, но даже «законными» 83 л. с. в условиях военного времени можно было воспользоваться отнюдь не всегда. Дело в том, что большой дефицит бензина в то суровое время восполнялся в основном так называемым «крекинг-бензином» 2-го сорта, весьма губительным для импортных двигателей, рассчитанных на более качественное топливо с высоким октановым числом. Реальная мощность «G7107» на нашем низкосортном горючем составляла всего 63-68 л. с. что ощутимо ударяло по ходовым качествам машины. Кроме того, сам двигатель при такой эксплуатации требовал ремонта в среднем уже после 11-12 тысяч километров пробега. Из-за нагара выходили из строя свечи. Система смазки двигателя в наших условиях тоже оставляла желать лучшего, ввиду чего часто плавились шатунные подшипники… Мосты, как и двигатель, также были довольно сложными в обслуживании и ремонте. Часто приходили в негодность на отечественных смазках гипоидные шестерни главной передачи.

Грузовой автомобиль Chevrolet G7107
Грузовой автомобиль Chevrolet G7107

Зато у Шевроле имелось и много удачных узлов. В первую очередь можно назвать лёгкий в обращении и надёжный рулевой механизм типа «Сагинау» (или «винт-шариковая гайка»), прочную раму, хорошую «мягкую» подвеску, комфортабельную кабину с хорошей обзорностью, «неперекашиваемый» в движении кузов (жёстко закреплённый сзади, а спереди скользящий по вертикальным направляющим). К особенностям конструкции следует отнести также герметизированную систему охлаждения с термостатом, герметичный бензобак, расположенный внутри рамы (крепился к правому лонжерону), однодисковое сцепление с диафрагменной пружиной, две независимые тормозные системы (ножной гидравлический с усилителем и ручной механический).

Грузовой автомобиль Chevrolet G7107
Грузовой автомобиль Chevrolet G7107

Для своей полуторатонной грузоподъёмности (хотя у нас на неё грузили изрядно больше) машина получилась весьма тяжёлой (вес в снаряженном состоянии – 3520 килограммов), в первую очередь – из-за унифицированных с GMC мостов, КПП и четырёхвальной раздаточной коробки. Но благодаря этому ходовая часть машины слыла и весьма прочной. Это показали и испытания (точнее – «контрольная эксплуатация») пяти Шевроле, проведённая в условиях тылового обслуживания РККА с 18 июля 1942 по 15 мая 1943 года. За это время грузовиками было пройдено в общей сложности 22 495 километров. Только один из пяти двигателей, с ремонтом, смог «перешагнуть» этот рубеж, остальные же пришлось заменить.

Автомобиль Studebaker US6
Автомобиль Studebaker US6

Кроме того, имели место поломки вала сектора руля и коренных листов передних рессор. В остальном по ходовой части «G7107» оказался весьма надёжным, и в общей оценке ленд-лизовских грузовиков по выносливости занял второе место после Студебекера. А вот двигатель его оказался только на четвёртом, уступив кроме Студера моторам Доджа и Форда-6.

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)

Но в целом, как показала практика, при хорошем, грамотном обращении автомобиль имел достоинств не меньше, чем отечественный ЗИС-5.

Американский армейский грузовой автомобиль Chevrolet G7107
Американский армейский грузовой автомобиль Chevrolet G7107

Уже вскоре после войны «Шевролеты» были в основном переданы из армии в народное хозяйство. Часто при этом их армейские специализированные кузова уступали место обычным для наших грузовиков деревянным бортовым, а также различным фургонам, цистернам, и даже противопожарному оборудованию. Известны случаи превращения Шевроле из бортовых грузовиков в седельные тягачи с полуприцепами. Такая модификация выпускалась в США, но к нам в страну не поступала, поэтому отечественные «седельники» из Шевроле мастерили уже местные умельцы. Естественно, что со временем все большее количество «родных» деталей на «G7107», эксплуатировавшихся в СССР, заменялось на отечественные. Из армии последние единичные «G7107» исчезли в 1954-1955 годах, когда Георгий Константинович Жуков, будучи замминистра обороны, провёл реорганизацию тыла, убрав из частей всю довоенную, импортную и трофейную технику.