Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24-02 «Волга» — советский легковой автомобиль второй группы среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал, разработанный на базе седана ГАЗ-24. Серийно производился с декабря 1972 по 1987 год на Горьковском автомобильном заводе.

Выставка «Машины нашего двора» на ВДНХ
Выставка «Машины нашего двора» на ВДНХ

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

В 1968 году были собраны первые серийные экземпляры. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой «Волги». Сорок пять лет назад, в декабре 1972 года, был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Первые два прототипа ГАЗ-24-02 были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощённую конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Коробка передач была механическая, четырёхступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная — 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю — 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Характерный «гребень» — дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салона.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

В серию ГАЗ-24-02 пошёл в декабре 1972 года. Объёмы производства всех модификаций универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки «Внешпосылторга». Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80-е годы ХХ века.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация «такси», которая получила обозначение ГАЗ-24-04.

«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ
«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ

Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащён дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешёвый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешёвая обивка сидений, отсутствовал приёмник, были установлены счётчик и зелёный огонёк в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали «сараем».

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше — светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки — фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу «Скорой медицинской помощи», в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля. Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолётов типа «Эскорт», предназначенная для оперативного управления движения самолётов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе № 408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащён радиостанциями «Пальма» и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолётом. На крыше автомобиля был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью «Follow me» на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации № 408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-02 «Волга»

Автомобиль ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт, в том числе и в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, так как ведущий конструктор Александр Михайлович Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили. Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80-х годах ХХ века экспортная «Волга» ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решёткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая чёрная решётка была применена на ГАЗ-24-10. В 80-е года был замечен реэкспорт «Волг», когда дизельные «Волги» появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали «Бельгийкой». Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом.