Полноприводный легковой автомобиль М-72

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Советский полноприводный легковой автомобиль М-72, серийно выпускался Горьковским автомобильным заводом с 1955 года по 1958 год.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Агрегатная база автомобиля М-72 — автомобили М-20 «Победа» и ГАЗ-69. Всего было выпущено 4677 экземпляров.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Внедорожник, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

От М-20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову М-20 «Победа».

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жёсткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

В отличие от М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А

От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка, передний и задний мост.

Легковой автомобиль ГАЗ М-20 «Победа»
Легковой автомобиль ГАЗ М-20 «Победа»

Коробка передач на М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в разных боковых крышках картера КПП и в месте нахождения рычага переключения, на «Победе» применялся кулисный (рычаг выведен на рулевую колонку) механизм переключения передач, на ГАЗ-69 — напольный.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприёмник.

Выставка автомобилей «Победа» на первой линии ГУМа
Выставка автомобилей «Победа» на первой линии ГУМа

Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применён омыватель ветрового стекла.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Некоторые новшества, впервые появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе».

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

В частности, именно для М-72 была разработана новая облицовка радиатора с массивными брусьями, осенью 1955-го появившаяся и на «Победах». На этой же модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала.

Легковые автомобили повышенной проходимости М-72
Легковые автомобили повышенной проходимости М-72

Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может идти о серийном производстве — скорее это можно назвать тюнингом, а во-вторых — Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с его несущим кузовом.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колёс).

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

На 16-дюймовых колёсах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Первая партия была собрана в июне 1955 года, в серию автомобиль пошёл в сентябре.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

В 1955 году выпущено 1525 штук, в 1956 году 1151 шт., а в 1957 году 2001 шт. С завершением выпуска М-20 «Победа» прекратилось и производство М-72.

Эмблема над облицовкой радиатора легкового автомобиля повышенной проходимости М-72
Эмблема над облицовкой радиатора легкового автомобиля повышенной проходимости М-72

Никакого официального названия, помимо М-72, этому автомобилю завод не присваивал.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Поэтому название «Победа» (или «Победа»-джип) не является уместным.

Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72
Легковой автомобиль повышенной проходимости М-72

Облицовку радиатора украшала кокарда «М-72», а на боковинах капота были шильдики со стилизованной надписью «М-72».

Легковые автомобили повышенной проходимости М-72
Легковые автомобили повышенной проходимости М-72

В сериале «Инспектор Купер» главный герой, участковый Алексей Куприянов (актёр Олег Николаевич Чернов) ездит на М-72 сине-зелёного цвета.