Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» — «Парк культуры».

Люстры в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Люстры в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Курская» Кольцевой линии расположена под площадью Курского Вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская».

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Курская» находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы.

Памятная доска в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Памятная доска в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Курская» названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена.

Схема линий Московского метрополитена
Схема линий метрополитена г. Москвы (Центр профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная»)

Имеет переходы на станции «Курская» Арбатское-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинской-Дмитровской линии.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Наземный павильон станции «Курская» представляет собой торжественное строение с четырёхколонным портиком, арочными проёмами и орнаментированным фризом на фасаде.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам Иосиф Виссарионович Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Павильон станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Вестибюль станции «Курская» интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двуцветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин на верность народу На труд и на подвиги нас вдохновил».

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

После XXII-го съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник И.В. Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Васильевича Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

При капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника).

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Люстра в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Люстра в вестибюле станции «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

За внешним краем колонн зал освещён подвесными люстрами. По центру светильников находятся большие алые пятиконечные звёзды, а вокруг них расположены круглые плафоны.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Курская» Кольцевой линии имеет два вестибюля: северный (подземный) — совмещённый с «Курской» Арбатско-Покровской линии, и южный (подземный), совмещённый с «Чкаловской».

Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена
Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена

Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переходы между станциями метрополитена.

Кассовый зал станции «Курская» Московского метрополитена
Кассовый зал станции «Курская» Московского метрополитена

Центром этого ансамбля является круглый подземный зал, в котором сходятся эскалаторный тоннель «Курской»-кольцевой (3 эскалатора типа Е55Т установлены в 2009 году), проход из эскалаторного аванзала «Курской»-радиальной, входы и выходы зала ожидания Курского вокзала и подземного кассового аванзала, связанного с наземным павильоном станции.

Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена
Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена

В центре этого подземного зала стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп).

Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена
Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена

Основание этой колонны как бы заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком. Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками.

Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена
Аванзал вестибюля станции «Курская» Московского метрополитена

Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором.

Станция «Курская» Московского метрополитена
Станция «Курская» Московского метрополитена

Стены зала облицованы розовым и желтоватым мрамором Газганского месторождения.

Станция «Курская» Московского метрополитена
Станция «Курская» Московского метрополитена

К круглому залу через переходную камеру примыкает кассовый зал. Круглый зал отделяется от кассового четырьмя пилонами, овальными в плане и расположенными длинной осью. Между ними — линия турникетов (типа УТ-2000).

Кассовый зал станции «Курская» Московского метрополитена
Кассовый зал станции «Курская» Московского метрополитена

Кассовый зал представляет собой прямоугольное помещение, плоский потолок которого поддерживают кроме пилонов цилиндрические колонны. Этот зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита. В кассовый зал ведут три лестницы. Они расположены по его длинной стороне, напротив пилонов и турникетов. В середине находится широкая лестница, ведущая в зал ожидания Курского вокзала и в коридор под всеми железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку. Стены лестничной камеры оформлены белым мрамором. По бокам от неё вдоль стен, которые оформлены сургучно-красным мрамором, идут две лестницы, связывающие кассовый зал с внутренним помещением наземного павильона.