Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

СМЗ С-1Л (эс-один-л) — двухместный трёхколёсный автомобиль-мотоколяска, выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1952 по 1956 год. В 1956-1958 году выпускалась модификация С3Л, отличавшаяся от базовой более мощным двигателем. Всего было изготовлено 19 128 мотоколясок С1Л и 17 053 С3Л.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

По окончании Великой Отечественной войны одной из важнейших задач была организация поддержки советских воинов, серьёзно пострадавших во время боевых действий. Поначалу они передвигались на самодельных деревянных ящиках с четырьмя подшипниками, но вскоре их заменили трёхколёсные мотоциклы с передним рычагом управления. «Автомобильная помощь» к героям войны пришла только через семь лет в облике лёгких и компактных трёхколёсных мотоколясок с одной фарой, которые сильные и здоровые молодые люди до сих пор ласково называют инвалидками или циклопами.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

В 1952 году впервые в СССР Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ) приступил к выпуску специального микролитражного инвалидного автомобиля С-1Л, который в своё время успел стать знаменитым, существенно облегчив жизнь ветеранам.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

В задней части отапливаемого металлического кузова помещался одноцилиндровый двухтактный 123-кубовый мотор М-1А «Москва» мощностью четыре силы с запуском при помощи кик-стартера.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

Машину оборудовали трёхступенчатой коробкой передач, простейшим мотоциклетным рулевым управлением, задними барабанными тормозами, цепным приводом и независимой пружинной подвеской.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

При снаряженной массе 275 килограммов её максимальная скорость не превышала 30 км/ч. Опытный образец C-2Л снабжался двухцилиндровым мотором. В 1956 году на модели С-3Л появился мотоциклетный восьмисильный 346-кубовый движок, позволивший увеличить скорость почти вдвое.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3А
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3А

До 1958-го мотоколясок обоих типов построили свыше 19 тысяч штук. Их сменила четырёхколёсная модель С-3А.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

Создание трёхколёсной машины С-1Л стало важным техническим и социальным достижением Советского Союза, но сегодня она представляется «убогим и отсталым изделием».

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л

Действительно, прочно забытые первые советские трехколёски обладали уж слишком убогой «функциональной» внешностью и при движении издавали невероятный треск, но по техническому уровню и удобству вовсе не уступали зарубежным конструкциям того же времени и класса, проигрывая им в скорости, маневренности и собственной массе.