Станция «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)
Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)

Станция «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена была открыта 11 сентября 1938 года. На тот момент станция «Сокол» являлась конечной станцией Горьковско-Замоскворецкой линии.

Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)
Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)

Станция получила своё название от расположенного неподалеку посёлка Сокол, хотя располагалась в центре бывшего села Всехсвятское, которое вошло в состав Москвы в 1917 году. По первоначальному проекту станция так и называлась, но по идеологическим соображениям от этого названия отказались.

Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)
Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)

Конструкция, использованная при постройке станции, не характерна для московского метро. Это колонная двухпролётная станция мелкого заложения (10 м.). Перед проектировщиками стояла трудная задача, обусловленная особенностями данной станции. Предполагалось, что пассажиропоток на данной станции будет невелик, в связи с этим платформа была запроектирована небольшой ширины — всего 8 м. У архитекторов было два возможных решения такой станции: односводчатая или с колоннадой по центральной оси. Братья Константин Николаевич и Юрий Николаевич Яковлевы остановили свой выбор на одноколонном решении. Однако колонны были использованы как цокольные опоры под горизонтальные своды, поставленные на расстоянии 7,4 м. В результате получился перронный зал, представляющий собой два параллельных свода, которые опираются на центральный ряд опор и на боковые стены. Массивные у основания колонны кверху расширяются, а пролеты между опорами превращаются в купола. Такое композиционное решение не делит станцию на две части, а шатрами объединяет её в одно целое, делает её законченной и органичной.

Перронный зал как бы разделён поперечным мостиком на две части. Перронный зал соединяется с платформой широкими лестницами. Интересная деталь: раньше освещение станции происходило только за счёт световых колец-рефлекторов, которые расположены под куполами и скрыты кусками прозрачного оникса. Так достигалось равномерное освещение станционного зала. Позже были установлены дополнительные прожекторы.

Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)
Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)

Восточный вестибюль выполнен в виде самостоятельного павильона, который должен был занять центральное место курдонера (открытого на улицу парадного двора), образуемого П-образной будущей застройкой. Однако этот проект так и не был реализован. Павильон задуман архитекторами Яковлевыми в виде полукольца, где раздельные вход и выход находятся на торцах здания. В них расположены лестницы, соединяющиеся в подземном кассовом зале. Затем по подземному переходу вы попадаете на мостик, который находится в станционном зале. Полукруглые стены павильона имеют большие оконные проёмы.

Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)
Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)

Фасад восточного вестибюля облицован подмосковным известняком. На площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И. Ленина. Станция Сокол». Надпись выполнена путём выдалбливания литер в граните. Если присмотреться, то можно увидеть следы от более старой надписи: «Метрополитен имени Л.М. Кагановича…».

Западный вестибюль был открыт 21 декабря 1949 года. Это двухэтажное П-образное здание, также с раздельными входом и выходом и лестницами, которые сходятся в кассовом зале. В его центре расположена массивная колонна. Архитекторы западного вестибюля — В.Г. Поликарпова и В.М. Андреев. Инженеры-конструкторы: Н.И. Кабанов и Н.И. Ушаков.

Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)
Восточный вестибюль станции «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (Ленинградский проспект, дом 74)

В годы Великой Отечественной войны станция метро «Сокол» служила бомбоубежищем. В настоящее время это выявленный объект культурного наследия.