Специальные автомобили Горьковского автомобильного завода

Догонялки — это не только детская игра, но и занятие для взрослых. Иногда нужно догнать преступников или шпионов. Раньше догоняли на лошадях, потом — на автомобилях. Эти спецавтомобили так и называли — «догонялками». Говорят так и до сих пор.

Специальные машины, особо мощные и скоростные, но при этом неприметные, необходимые для оперативных действий, появились у силовых структур сразу же после рождения самого автомобиля. Естественно, существовали такие и в нашей стране. До появления отечественного автопрома спецслужбы страны пользовались иномарками. Но когда был построен Горьковский автомобильный завод и началось производство советских легковых автомобилей, перед руководством предприятия поставили задачу создать и спецмодификацию. В то время ГАЗ производил модель А, по сути копию американского Ford. Никакой информации о специальной версии ГАЗ-А до нас не дошло.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Но точно известно, что вскоре после начала производства ГАЗ-М-1, знаменитой «эмки», появились и её «заряженные» модификации.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

«Эмку» создавали по мотивам Ford 40A. Американские производители ставили на свои машины рядные 6-цилиндровые двигатели.

«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ
«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ

Чтобы утереть им нос, Генри Форд первым в массовом порядке стал применять V8. Такие же двигатели были предложены и для советских машин. Их литраж составлял 3,6 и 3,9 л, максимальная мощность достигала 65 и 95 л.с. соответственно.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

Испытания ГАЗ-М-1 с V8, естественно, не афишировались, и судьба этих автомобилей неизвестна. Сегодня нет даже информации о том, сколько таких «эмок» было вообще. Но во время войны часть боевой техники, которую выпускали в Горьком, комплектовали двигателями V8.

Легковой автомобиль ГАЗ-М-1
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1

К следующему варианту «эмки» судьба благоволила больше. В 1938 году был разработан 6-цилиндровый рядный двигатель, прототипом которого послужил Dodge D5 Export — 100 л.с. при рабочем объёме 3560 см3. У нас объём двигателя снизили до 3485 см3 и дефорсировали до 76 л.с. Он получил обозначение ГАЗ-11 и стал самым массовым двигателем ГАЗа, а может быть, и всего советского автопрома. Первым автомобилем, который его примерил, стал ГАЗ-11-73. Стоял этот мотор и на полноприводном ГАЗ-61-73. Внешне от обычной «эмки» эти машины отличались в первую очередь выпуклой радиаторной решеткой, так как 6-цилиндровый двигатель был, естественно, длиннее 4-цилиндрового. Во время войны серийное производство автомобилей ГАЗ-11-73 и ГАЗ-61-73 было свёрнуто из-за дефицита 6-цилиндровых двигателей, которые шли на лёгкие танки, а также из-за отсутствия листовой стали, ранее поступавшей с украинских заводов, оказавшихся в зоне оккупации. Такие автомобили на ГАЗе изготавливались штучно, по специальному заказу. Всего ГАЗ-11-73 выпустили около 1200 в период с 1941 по 1946 год, а ГАЗ-61-73 в 1941 году собрали около двухсот.

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

Следующий специальный автомобиль был запущен в производство лишь в 1956 году. Его создали на базе «Победы». Такой временной разрыв между ГАЗ-11-73 и «Победой» ГАЗ-М-20Г можно объяснить как войной, так и тем, что функцию «догонялок» в этот период выполняли трофейные немецкие и разнообразные американские автомобили с мощными моторами.

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

Заказанный силовыми ведомствами автомобиль должен был выглядеть как обычный, но при этом иметь максимально возможную скорость.

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

К тому времени завод уже имел наработки в этой области, так как ещё в 1944 году при демонстрации прототипов «Победы» руководству страны среди прочих был показан и автомобиль с 6-цилиндровым двигателем. Но он не понравился товарищу И.В. Сталину. Больше цилиндров значило увеличенный расход топлива, которое было в дефиците.

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

И всё же 6-цилиндровый мотор в «Победе» появился — через три года после смерти вождя народов. Модернизированным двигателем, произошедшим от ГАЗ-11, оснастили ГАЗ-М-20Г, имевший также обозначение М-26. Было две версии разной мощности — 70 и 90 л.с. при 3600 об/мин.

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

Мощность подняли, увеличив степень сжатия до 6,7 (под бензин А-70), расширив сечение впускных каналов и заменив впускной и выпускной коллекторы, вместо однокамерного карбюратора поставили двухкамерный.

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

Кроме двигателя на автомобиле были заменены: карданная передача с промопорой, главная передача с передаточным отношением 4,44 (вместо 5,125 у М-20), пружины и рессоры подвески (полная масса автомобиля превысила 1900 килограммов).

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

Автомобиль с полной нагрузкой разгонялся до 100 км/ч за 30 секунд (обычная «Победа» выполняла то же упражнение за 46 секунд).

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

До скорости 80 км/ч — за 19 секунд («Победе» требовалось 30 секунд), а максимальная скорость составляла 132 км/ч (у «Победы» — 105 км/ч).

Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»
Автомобиль ГАЗ-М-20Г «Победа»

Самое интересное, что этот автомобиль изготавливали без надлежащей конструкторской документации, но качество обеспечивалось в полной мере. При таком заказчике иначе быть не могло. Выпускался ГАЗ-М-20Г с 1956 по 1958 год.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

С прекращением производства «Победы» и запуском «Волги» ГАЗ-21 конструкторам поставили задачу создать форсированную модификацию с двигателем от «Чайки» ГАЗ-13. Задача была непростой: вместо сравнительно компактного 4-цилиндрового двигателя втиснуть под капот 8-цилиндровый V-образный! Но это был приказ.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

Двигатель установили с минимальными зазорами. Для этого его наклонили вправо на 2 градуса. Изготовили специальный выпускной коллектор с левой стороны, чтобы мотор не касался рулевого вала, а приёмная труба — кузова. Чтобы не было контакта с балкой передней подвески, изменили масляный поддон. Тяжёлый V8 потребовал иных подушек двигателя, а также усиленных пружин передней подвески. Их сделали, увеличив диаметр прутка с 16,3 до 17 миллиметров. Кстати, такие пружины до сих пор ставят при замене стандартных «волговских» двигателей на более мощные и тяжёлые.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

Сначала на «Волгу» установили мотор от «Чайки» ГАЗ-13, дефорсированный до 160 л.с. Его попытались «скрестить» с механической трансмиссией от ГАЗ-21, но она не справлялась с нагрузками. Этот вариант имел обозначение 23А и серийно не выпускался.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

Поскольку у ГАЗа не было механической коробки передач для «Волги», которая могла бы выдержать повышенную мощность, инженеры использовали АКП от «Чайки». Необходимость в менее мощном моторе отпала, поэтому на «Волгу» поставили стандартный чайковский двигатель в 195 л.с. С ним для разгона до сотни «Волге» требовалось всего 14 секунд. Обычный автомобиль был медленнее на целых 20 секунд.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

Привычный подрулевой рычаг на ГАЗ-21 оставили, возложив на него функции селектора АКП. Чтобы автомобиль не выделялся, два выпускных тракта объединили в одну выхлопную трубу. С этой же целью на некоторых автомобилях подвешивали третью педаль — муляж педали сцепления.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

При этом на автомобиле отсутствовали усилители рулевого управления и тормозов. С более тяжёлым двигателем увеличилась нагрузка на переднюю ось, а из-за высокого крутящего момента часто возникала пробуксовка задних колёс, что создавало проблемы при вождении, особенно в зимнее время.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

Управление таким «снарядом» было уделом профессионалов и требовало специальной подготовки. По инструкции в багажник рекомендовалось класть балласт. Согласно легенде, это была свинцовая пластина.

Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-23 «Волга»

ГАЗ-23 с АКП выпускался серийно с 1962 по 1970 год, было изготовлено более 600 штук. Существовала и модификация ГАЗ-23Б с хромированной внешней отделкой. Сохранилось несколько таких автомобилей, которые демонстрируют на выставках гордые владельцы.

С 1 июля 1970 года с конвейера ГАЗа стала сходить новая «Волга» ГАЗ-24. А в 1973-м появилась и «догонялка» на её базе, получившая обозначение ГАЗ-24-24. На ней уже применялись гидровакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель рулевого управления, созданный на основе усилителя от «Чайки» ГАЗ-13. По сравнению с обычным кузовом ГАЗ-24 у специального были усилены передние лонжероны. Двигатель от ГАЗ-13 (ЗМЗ-2424) имел рабочий объём 5530 см3 и максимальную мощность 195 л.с. Трансмиссия та же, автоматическая, 3-ступенчатая, но только с напольным селектором. Максимальная скорость машины, по заводским данным, не превышала 170 км/ч.

Существовала модификация машины с экранированным электрооборудованием, получившая индекс ГАЗ-24-25 и предназначавшаяся для установки аппаратуры спецсвязи. Экранирование помогало существенно снизить помехи, возникающие от работы мотора, что улучшало работу систем. Для этого провода прикрывались армированными кожухами, собственную защиту имел и стартер. ГАЗ-24-25 — «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» — двигателем ЗМЗ-2425, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела штатный кузов с улучшенной отделкой и видоизменённую ходовую часть. Максимальная скорость — до 170 км/ч. Выпускался автомобиль ГАЗ-24-25 с 1968 по 1985 год.

Автомобиль ГАЗ-24-34 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-34 «Волга»

Следующая модификация спецавтомобиля — ГАЗ-24-34. Серийно выпускалась с 1985 до 1994 года, пришла на смену ГАЗ-24-24. Появилась после того, как ГАЗ-24 заменили на конвейере моделью ГАЗ-24-10.

Автомобиль ГАЗ-24-34
Автомобиль ГАЗ-24-34

ГАЗ-24-34 — машина среднего класса изготавливалась на Горьковском Автомобильном Заводе.  Сборку машин осуществляли вручную. В экстерьере ГАЗ-24-34 отличий от базового ГАЗ-24-10 нет.

Автомобиль ГАЗ-24-34
Автомобиль ГАЗ-24-34

Агрегатная основа ГАЗ-24-34 была той же, что и у ГАЗ 24-24. С точки зрения технических характеристик автомобиль ГАЗ-24-34 представлял собой доработанный стандартный кузов ГАЗ-24-10, при этом была усилена подвеска и приняты другие соответствующими меры: гидроусилитель рулевого управления, другая коробка передач, автоматическая трёхступенчатая трансмиссия и, главное, V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗМЗ-24-24 с одним четырёхкамерным карбюратором. ЗМЗ-24-24 имел рабочий объём 5,526 л. и мощность 195 л.с. Максимальная развиваемая скорость 182 км/ч.

Автомобиль ГАЗ-24-34
Автомобиль ГАЗ-24-34

В отделке салона автомобиля применили более дорогие декоративные материалы, сидения были обшиты качественным вельветовым материалом. Автомобили могли быть оснащены системами спецсвязи и световой сигнализации.

Автомобиль ГАЗ-24-34
Автомобиль ГАЗ-24-34

Автомобиль ГАЗ-24-34 в закрытых документах имел официальное название «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициально работники автозавода и обыватели называли — «догонялка» или «бешеная») и представлял собой более мощную версию базового автомобиля для КГБ и других спецслужб как СССР, так и союзных социалистических стран. В продажу для рядовых граждан или «номенклатурных» работников ГАЗ-24-34 не поставлялся.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Когда же в 1981 году завод начал производство ГАЗ-3102, были созданы и скоростные модификации: ГАЗ-31011, ГАЗ-31012, ГАЗ-31013.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Их основным местом службы стали разнообразные кортежи, как правительственные, так и более скромные.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

200-сильный двигатель ЗМЗ-505. 10 сочетался с 3-ступенчатой АКП с гидротрансформатором, на передней оси стояли дисковые тормозные механизмы.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Кроме того, на ГАЗ-3102 можно было установить широкую гамму и других двигателей, как отечественного, так и иностранного производства.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Максимальная скорость автомобиля ГАЗ-31013 по заводской инструкции достигала 160 км/ч, а 100 км/ч он набирал за 13 секунд.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Модификации 31012 и 31013 по традиции внешне практически не отличались от 3102.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Однако внимательные работники ГАИ стали примечать антенны спецсвязи, более низкую посадку автомобиля, две выхлопные трубы. ГАЗ-31011 внешне отличался от базового автомобиля более богатой внешней отделкой. Машина была неким промежуточным звеном между ГАЗ-3102 и «Чайкой» ГАЗ-14, имела двигатель рабочим объёмом 4,25 л и мощностью 160 л.с., но в серию не пошла.

Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-31013 «Волга»

Последние «заряженные» «Волги» были выпущены в 1993 году. Общее количество спецавтомобилей «Волга» различных моделей — 24, 31029, 3102 — превышает две тысячи.

Кроме «чистокровных» газовских машин были и сторонние мощные модификации. Так, в 1982 году тольяттинские специалисты создали роторно-поршневой двигатель ВАЗ-413 в 140 л.с. При достаточно высокой мощности РПД был гораздо легче, компактнее и экономичнее V8. Конструкторы обоих автозаводов получили от руководства МВД, ГАИ и КГБ принципиальное согласие на установку РПД на спецавтомобили. И трансмиссию использовали тольяттинскую, так как «волговские» коробки не были рассчитаны на высокие обороты. Так появились неприметные, но динамичные «Волги», оснащённые ВАЗ-413.

В середине 90-х годов ХХ века, уже по инициативе Нижегородской тюнинговой фирмы «Техносервис», был создан ГАЗ-3102 с двигателем Toyota 5VZ FE. Мотор V6 был оптимален именно для «Волги» как по габаритно-массовым, так и по мощностным, экономическим, динамическим характеристикам. К такому выводу горьковские инженеры пришли ещё в 60-х годах, когда были созданы двигатели ГАЗ-24-14 и ГАЗ-24-16 объёмом 3 и 3,4 л с максимальной мощностью 140 л.с. Но серийными они так и не стали. Зато выбранный «Техносервисом» двигатель Toyota мог заказать для своей машины любой желающий — правда, удовольствие это было не из дешёвых. С 5VZ FE сочеталась как механическая трансмиссия Toyota, так и АКП. Другие фирмы экспериментировали с импортными моторами V8 марки Rover, но серийными такие машины не стали. Основной причиной была дороговизна. В страну уже ввозили в массовом порядке иномарки. Колесо истории сделало полный оборот. В наши дни стать обладателем подобной машины можно тремя способами — укомплектовать машину двигателем ЗМЗ с турбонаддувом, пересадить под капот иностранный силовой агрегат или же — что самое правильное — найти одну из сохранившихся «догонялок» и привести в идеальное состояние. Запчастей пока ещё хватает. Было бы желание.