Транспортный тягач СТЗ-5

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Транспортный тягач СТЗ-5 — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937-1942 годах на базе трактора СХТЗ-НАТИ.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Параллельно с сельскохозяйственным вариантом, СХТЗ-НАТИ, конструкторы разрабатывали транспортный.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

Он получил обозначение СТЗ-НАТИ-2ТВ, но в дальнейшем был больше известен под именем СТЗ-5. Многое для его разработки сделали инженеры СТЗ И.И. Дронг и В.А. Каргополов и специалисты НАТИ А.В. Васильев и И.И. Трепененков.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

СТЗ-5 был предельно унифицирован с СХТЗ-НАТИ, и обе модели выпускали на одном конвейере.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Этот тягач имел традиционную для транспортных тракторов компоновку.

Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

Двухместная (для водителя и командира орудия) закрытая деревометаллическая кабина находилась впереди, над двигателем.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

За ней и топливными баками располагалась грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съёмным брезентовым верхом. На платформе были четыре откидные полумягкие сиденья для орудийного расчёта и место для боеприпасов и артиллерийского снаряжения.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Рама состояла из двух продольных швеллеров, связанных четырьмя различными поперечинами. Двигатель 1МА, четырёхцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от магнето, быг фактически многотопливным – это было особенно важно для армейских тягачей. Заводился он на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева до 90 °С переводился на керосин или лигроин.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

Для предупреждения детонации и повышения мощности, особенно при работе летом с повышенными нагрузками, на керосине, в цилиндры через специальную систему карбюратора впрыскивалась вода, а с 1941-го ввели антидетонационную камеру сгорания.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

В коробке передач были изменены передаточные числа для увеличения силового диапазона и скоростей движения, введена ещё одна (понижающая) передача.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

При движении на ней со скоростью 1,9 км/ч СТЗ-5 развивал тягу 4850 кгс, то есть на пределе сцепления гусениц с грунтом.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

Ходовая часть была более приспособленной к движению с высокими скоростями: шаг гусеницы вдвое уменьшили, опорные и поддерживающие катки были обрезиненными.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Для подтягивания прицепов, самовытаски-вания трактора и буксировки других машин на картере заднего моста под платформой был установлен вертикальный кабестан с тросом длиной 40 метров.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней частях.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

С 1938 года транспортные экземпляры стали направлять в артиллерийские части танковых и механизированных дивизий. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересечённой местности.

Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

Так, он был способен преодолевать рвы глубиной до одного метра и форсировать броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе двигался по шоссе со скоростью до 14 км/ч. По грунтовым дорогам развивал скорость до 10 км/ч.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

Максимальное тяговое усилие трактора, 4850 кгс, было достаточным для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковых дивизий Красной армии в годы Второй мировой войны.

Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

Когда более мощных арттягачей не хватало, СТЗ-5 буксировали и более тяжёлые, чем им полагалось, орудия и прицепы. Но даже работая с перегрузкой, тракторы обычно выдерживали.

Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в Красной армии.

Транспортный тягач СТЗ-5
Транспортный тягач СТЗ-5

Его продолжали выпускать вплоть до августа 1942 года, когда на территорию Сталинградского тракторного завода прорвались немецкие войска. Всего было выпущено 9944 таких тракторов.

Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

В 1941 году на шасси СТЗ-5 монтировали реактивные установки залпового огня М-13-16 — «Катюши», которые впервые применили в боях под Москвой. 9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, их использовали как шасси для самодельных танков НИ с тонкой броней и пулемётным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин.

Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5

В первые военные годы многие тягачи попали в плен и под названием Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r) воевали во вражеской армии.

Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

Харьковский тракторный завод перешёл на производство нового трактора в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны ХТЗ эвакуировали в город Рубцовск Алтайского края. Здесь начали строить новый завод – Алтайский тракторный. В августе 1942 года из его цехов вышли первые тракторы СХТЗ-НАТИ. Их стали обозначать АТЗ-НАТИ или АСХТЗ-НАТИ и выпускали здесь до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы в 1949 году перешли на производство трактора ДТ-54, который отличался дизельным двигателем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака.