Мотороллер «Тула» Т-200

Мотороллер «Тула» Т-200
Мотороллер «Тула» Т-200

В середине 50-х XX века в СССР наметилась явная необходимость в личных средствах передвижения. Руководство страны обратило внимание на эту проблему, и после Корейской войны часть оборонных предприятий страны перевели на производство гражданской продукции. Одним из предприятий, попавших под такую конверсию, стал Тульский машиностроительный завод, который в кратчайшие сроки должен был освоить производство нового вида для страны транспортных средств — мотороллеров. Причем директивы «сверху» были очень жёсткими: до конца 1956 года нужно было изготовить 2500 мотороллеров, а в следующем — поднять выпуск до 30000 штук.

Мотороллер «Тула» Т-200
Мотороллер «Тула» Т-200

Единственным возможным вариантом для быстрого освоения нового типа продукции было скопировать конструкцию целиком у какой-нибудь зарубежной страны. И такая компания нашлась — фирма Glas из города Dingolfing, ФРГ с начала 50-х годов производила ставшие популярными в Европе мотороллеры (или Roller, как их называют в Германии). Немецкая модель называлась Goggo TA55 (в честь сына основателя предприятия) и отличалась очень оригинальным дизайном. За пять лет компания выпустила около 46 тысяч таких мотороллеров. Уже после того, как немецкая компания свернула выпуск мотороллеров, Тульский машиностроительный завод приступил к освоению практически точной копии их мотороллеров. Почему же именно Glas Goggo был выбран в качестве «донора» для первого Тульского мотороллера? Тульские специалисты ориентировались на мнение Центрально-экспериментального конструкторского бюро (ЦЭКБ) мотоциклостроения из города Серпухова Московской области, который утвердили Goggo-roller TA55 с 200-кубовым двигателем JLO в качестве прототипа. Удивительно, что Тульский мотороллер копировали с модели TA55, а получился он похож на другую модель компании Glas — модель 200. Передовая конструкция для СССР была не такой уж и современной в мировом масштабе. Но для того, чтобы не конкурировать с другим заводом, осваивающим производство более лёгких мотороллеров «Вятка» — Вятско-Полянским (в городе Киров), было окончательно решено остановиться на более мощных и тяжёлых Goggo.

Мотороллер «Тула» Т-200
Мотороллер «Тула» Т-200

Подготовкой производства кузова, ходовой части и мотороллера в целом занимался ТМЗ, а копированием силового агрегата, его адаптацией под российские условия и дальнейшей модернизацией — ЦЭКБ мотоциклостроения. Вот что дословно писал в своей статье под названием «Тульский мотороллер» Олег Курихин, ведущий специалист Политехнического музея (журнал «Техника молодежи», №8, 1999): «Ради экономии времени и приобретения необходимого практического опыта в создании подобных машин, решили воспроизвести прототип, поэтому с предоставленной модели снимали как можно более точные чертежи. Однако этот процесс шёл негладко, поскольку форму кузова предпочли сделать поизящней. Напрашивались и другие отклонения от оригинала. Так, двигателисты ЦЭКБ заменили фирменный карбюратор на отечественный К-28Г. Весовые расчёты показывали, что в норму 125 килограммов не удастся уложиться, и сухая масса проектируемой машины превысит 150 килограммов. Это привело к отказу от колёс 4,00-8 дюймов в пользу несколько больших — 4,00-10 дюймов, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение переднего крыла, которое, кстати, украсили эмблемой завода и тонкой хромированной накладкой».

Мотороллер «Тула» Т-200
Мотороллер «Тула» Т-200

Несмотря на серьёзное отношение к постановлениям правительства, к концу 1956 года не удалось собрать даже пять опытных образцов, не говоря уже про 2,5 тысячи экземпляров. Виноваты в этой задержке заводы-смежники, которые не успевали освоить производство комплектующих. Тем не менее, производство полностью стабилизировалось к апрелю 1957 года. 27 апреля был выпущен первый экземляр «Тула» Т-200, окрашенный в синий цвет. До конца года удалось выпустить всего 992 мотороллера, зато в 1958 года собрали уже 14315 штук. Параллельно начали выпуск грузовой модификации ТГ-200. Всего же за 12 лет выпустили более 280 тысяч мотороллера Тула Т-200 и его модификаций.

Дважды «Тула» Т-200 отправлялся в официальные пробеги через весь Советский Союз, который доказали надёжность и выносливость конструкции. 3 сентября 1957 года москвичи Б. Лосев и Б. Левин отправились в дальний пробег через Харьков, Ростон-на-Дону, Орджоникидзе, Тбилиси, Баку, на пароходе переплыли Каспийское море, высадились в Красноводске, по пескам двигались через пустыню Кара-Кум в Ашхабад, Бухару, Самарканд, Ленинабад, Фергану, спустя 25 дней финишировали в Андижане. В пробеге участвовали стандартный Т-200 и вариант с усиленной рамой и доработанным двигателем. Обе машины дошли до финиша, несмотря на то, что рама стандартного варианта два раза ломалась, а мотор перегревался в пустыне.

«Тула» Т-200 и его модернизированный вариант Т-200М экспортировались в шестнадцать стран: на Кубу, в Венгрию, Индонезию, Польшу, Турцию и другие. Их собирали из отечественных узлов на заводах Аргентины, Колумбии, Мексики. Выбор немецкого прототипа был сделан очень правильно, ведь советский мотороллер получил ряд элементов, которые прежде не применялись на отечественных мотоциклах. Например, «Тула» Т-200 стал первым двухколёсным транспортным средством, которое заводилось с ключа с помощью династартера, объединённого с генератором. До этого, все мотоциклы запускались только благодаря кик-стартеру. Другим новшеством для СССР стал индикатор включённой передачи на щитке приборов. Под сиденьем, которое запиралось на ключ, был ящик для инструментов и бензобак, а сзади — багажник и запасное колесо. С внутренней стороны переднего щита был крюк, на который удобно вешалась сумка с вещами. Электронное оборудование «Тула» Т-200, само по себе, заслуживает отдельного упоминания. Кроме уникального династартера, в системе применили прерыватель с центробежным регулятором зажигания. К тому же, впервые применили 12-вольтовое электрооборудование и две аккумуляторные батареи. В подвесках мотороллера были применены однотрубные амортизаторы (в которых компенсационный поршень подпружинивался не газовой подушкой, а обычной винтовой пружиной). Крупные десятидюймовые колёса и относительно высокая проходимость подходили для советских дорог.

Интересна процедура запуска двигателя. Цитата из инструкции по эксплуатации «Тула» Т-200:
1. Открыть бензокран (он, кстати, открывается дистанционно с помощью специальной тяги).
2. Несколько раз повернуть рукоятку утопителя карбюратора против часовой стрелки и наполнить топливом поплавковую камеру.
3. Отвести вперёд до конца рычаг манетки воздушного корректора.
4. Рукоятку газа повернуть на себя на 1/3 или 1/2 её хода.
5. Включить зажигание, вставив ключ в замок зажигания центрального переключателя. После этого одновременно вспыхивают контрольные глазки — зелёный и красный.
6. Убедиться, включён ли холостой ход. При нейтральном положении коробки передач должен гореть зелёный глазок. Если он не горит, то необходимо нажимать до упора на переднюю педаль переключения передач до тех пор, пока не зажжётся зелёный сигнализатор.
7. Запустить династартер, для чего ключ зажигания продвинуть в замке дальше. Запускать стартер необходимо кратковременным нажатием ключа.

Это была не единственная сложность конструкции. Существовала, например, целая карта смазки деталей и узлов, которые необходимо было шприцевать через каждые 500-1000 километров.

После начала выпуска мотороллеров «Тула» Т-200, на завод посыпались запросы создать версию мотороллера с коляской. И такая была создана. Коляску оригинальной формы также скопировали с немецкой. Но массового выпуска таких колясок не получилось организовать из-за многих недостатков конструкции. Поэтому в 1961 году Тульский завод выпустил 100 штук (по некоторым данным 98 штук) модернизированных мотороллеров «Тула» Т-200К с коляской от ИЖ-56, которую использовали для ускорения процесса подготовки производства. При этом рама и крыло коляски были оригинальными. В сам мотороллер было внесено множество измениний, начиная от передней вилки и заканчивая наличием специального кожуха цепи. Эти же изменения впоследствии применили на модернизированном варианте «Тула» Т-200М.

Технические характеристики мотороллера «Тула» Т-200
Габаритная длина — 1930 мм
Габаритная ширина — 550 мм
Габаритная высота — 1010 мм
База — 1380 мм
Сухой вес — 160 кг
Максимальная скорость — 80 км/ч (60 км/ч у Тула Т-200К)
Расход топлива при скорости — 40-50 км/ч — не более 3.5 л/100 км
Двигатель — одноцилиндровый двухтактный
Рабочий объём — 199 см3
Диаметр цилиндра — 62 мм
Ход поршня — 66 мм
Мощность — 8 л.с. (9 л.с. у «Тула» Т-200К)
Карбюратор — к-28Г
Коробка передач — механическая 4-ступенчатая
Передняя подвеска — рычажного типа с пружинами и гидравлическими амортизаторами
Задняя подвеска — рычажного типа с пружинами и гидравлическими амортизаторами
Тип тормозов — колодочные
Размер шин — 4.00″-10.00″