Легендарный УАЗ-469

Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469
Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469

Разработка нового вездехода началась на Ульяновском заводе в 50-х годах ХХ века, спустя несколько лет после старта производства «горьковской» модели — ГАЗ-69.

Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69
Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69

Нельзя сказать, что «шестьдесят девятый» чем-то не удовлетворял военных, скорее, это была работа на перспективу.

Автомобиль ГАЗ-69
Автомобиль ГАЗ-69 — машина-радиопеленгатор с кузовом увеличенной высоты

ГАЗ проектировался в 40-е годы прошлого века как лёгкий артиллерийский тягач, однако техника и вооружения развивались стремительно.

Автомобиль ГАЗ-69
Автомобиль ГАЗ-69 — машина-радиопеленгатор с кузовом увеличенной высоты

Через семь лет после начала выпуска часть внедорожников переоборудовали в носители первого отечественного противотанкового ракетного комплекса 2К15/16 «Шмель».

ГАЗ-69 - легковой автомобиль повышенной проходимости
ГАЗ-69 — легковой автомобиль повышенной проходимости

ГАЗ-69 хорошо справлялся на бездорожье, но асфальтированные участки давались ему заметно хуже: слишком короткая база, допотопные рычажные амортизаторы, отсутствие прямой передачи.

Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А
Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А

На скорости ГАЗ прыгал, кренился и был склонен к заносам — речи не шло даже о минимальном комфорте, а ведь это была, в том числе, «командирская» машина.

Автомобиль ГАЗ-69. Выставка «Машины нашего двора» на ВДНХ
Автомобиль ГАЗ-69. Выставка «Машины нашего двора» на ВДНХ

Кроме того, 69-й был построен на устаревающих агрегатах, например, от «Победы», жизненный цикл которой завершался.

Автомобиль ГАЗ-69
Автомобиль ГАЗ-69 — машина-радиопеленгатор с кузовом увеличенной высоты

Словом, не удивительно, что «ульяновцы», освоив выпуск ГАЗ-69 на своих мощностях, тут же приступили к созданию более современной машины.

Предшественником «каноничного» УАЗ-469 стала модель 460 — на ней инженеры набили шишки и приобрели необходимый опыт в конструировании внедорожников. Источником вдохновения, скорее всего, был британский Land Rover Series 1 – внешне автомобили очень похожи.

Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А
Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А

При этом начинкой 460-й не слишком отличался от ГАЗ-69 — зависимая рессорная подвеска, тот же двигатель, и так далее. Несмотря на формально успешное завершение испытаний в 1963 году, в армию машина не пошла – по крайней мере, советскую. Наработками воспользовался Китай — 460-й увидел свет под обозначением «Бэйцзин» BJ212. Он, кстати, до сих пор на вооружении. Но Советскому Союзу требовалось что-то кардинально лучшее.

ГАЗ-69А - автомобиль с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем
ГАЗ-69А — автомобиль с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем

Одним из главных требований военных к новой машине стал значительный дорожный просвет — 400 мм, что почти в два раза выше, чем у ГАЗ-69!

Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469
Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469

Дело в том, что внедорожники сопровождают танковые колонны, и должны уметь «ходить» по общей с ними колее. Причём необходимо, чтобы автомобиль выдерживал клиренс, взяв на борт 7 человек (5 в салоне, 2 на откидных лавках в багажнике) или сопоставимый по весу груз — 800 килограммов.

Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469
Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469

Это требование поставило крест на продвинутой торсионной подвеске, с которой экспериментировали на заводе, инженерам пришлось вернуться к зависимой рессорной. Это сказалось на плавности хода, отсюда и прозвище — на неровностях происходит продольная раскачка, машина «козлит». Зато такая подвеска куда надёжнее и ремонтопригоднее торсионной. В дальнейшем военные пошли на уступки, согласившись на 300 мм клиренса — выяснилось, что это максимальное значение, при котором короткобазный УАЗ сохраняет приемлемую устойчивость.

Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А
Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69А

В отличие от ГАЗ-69, гражданский и военный варианты которого идентичны, армейский 469 отличается от «колхозной» модификации 469-Б.

Различие в мостах: у армейских между полуосью и ступицей установлен дополнительный картер с бортовым редуктором. Это значительно повышает крутящий момент при езде на малых оборотах и, кстати, повышает общую надёжность машины — нагрузка между главной парой и редуктором распределяется более равномерно. Ходимость до ремонта армейского моста — 300 000 км, гражданского — 70 000 (до модернизации 80-х годов).

Автомобиль УАЗ-469
Автомобиль УАЗ-469

Споры о том, какой УАЗ лучше не прекращаются по сию пору: с одной стороны, военный «козлик» выше и проходимее (300 мм клиренса против 220 мм), с другой — нагрузка на двигатель также увеличена, в салоне больше шума и вибраций; машина сложнее в обслуживании, медленнее на трассе, да и расход у неё на пару литров выше.

Пожарный УАЗ-469 1980 г.
Пожарный УАЗ-469 1980 г.

Гражданский автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469 превалировал на конвейере в пропорции 80/20%.

Автомобиль УАЗ-469
Автомобиль УАЗ-469

Ещё одно отличие армейской машины – экранированное электрооборудование (система зажигания, щетки электродвигателей и так далее), не создающее помех различным приборам и средствам связи. В остальном автомобили одинаковы: в качестве «доноров» для них выступила «Волга» ГАЗ-21 — силовой агрегат и 4-ступенчатая КПП – а также УАЗ-452: рама и элементарная база.

«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ
«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ

Испытания 469-го заняли не один год: в 1961 году он отправился в большое путешествие через Среднюю Азию к Каспийскому морю и обратно вдоль Волги. В Научно-исследовательском институте Минобороны УАЗ придирчиво сравнили с аналогичными автомобилями стран НАТО — в плане проходимости отечественный внедорожник превзошёл их все. Осенью 1964 года вездеход прошёл приёмочные испытания и был одобрен для производства Совмином. Несмотря на это машина запускалась в серийное производство, что называется, «сквозь тернии к звёздам»: военные постоянно вносили новые замечания, были проволочки с двигателями УМЗ-451М (модернизированный мотор ГАЗ-21), сложности с финансированием проекта со стороны Министерства автомобильной промышленности, и так далее.
 
Массовый выпуск стартовал лишь в 1972 году, причём начался он с упрощённой «колхозной» версии 469-Б.

Автомобиль УАЗ-469
Автомобиль УАЗ-469

Военные получили машину год спустя. Более мощный по сравнению с ГАЗ-69, быстроходный и просторный, УАЗ в неофициальной советской табели о рангах стал машиной командиров полков и секретарей райкомов, 69-й – комбатов и колхозных председателей.

Автомобили УАЗ-469
Автомобили УАЗ-469

СССР не собирался делать из нового внедорожника секрета — наоборот, была проведена беспрецедентная рекламная кампания: в августе 1974 года колонна УАЗов поднялась по серпантинному склону на вершину Эльбруса, на высоту 4200 метров.

Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469
Автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469

Примечательно, что это были серийные безредукторные автомобили, не оснащённые лебёдками или иным «тюнингом» — процесс восхождения фотографировался и снимался на киноплёнку. Прекрасная получилась реклама!

Автомобиль УАЗ-469
Автомобиль УАЗ-469

И результаты не заставили себя ждать: заказы на 469-й поступили из 80 стран — Азия, Африка, Южная Америка. Продавался он и в Старом Свете — поставками в Италию совместно с Автоэкспортом занимался гонщик Луиджи Марторелли, познакомившийся с советской машиной во время ралли-рейда через Сахару.

Автомобиль УАЗ-469
Автомобиль УАЗ-469

Не говоря уже о том, что 469-й стал основным военным автомобилем стран Варшавского договора.

Автомобиль УАЗ-3151
Автомобиль УАЗ-3151

В 1985 году машина сменила индекс согласно новому отраслевому стандарту, превратившись в УАЗ-3151 или 31512 (безредукторный). Вездеход не раз подвергался модернизации — мощность двигателя возросла с 75 до 90 л.с. Появилась версия с цельнометаллической крышей, была внедрена пятиступенчатая коробка передач, неразрезные мосты, и так далее. Завод совершенствовал исходную модель до 1990-х годов, после чего сосредоточился на выпуске других моделей.

Эти модели появились не на пустом месте: в 80-х годах Ульяновский завод активно работал над расширением линейки армейских автомобилей. Например, на базе 469-го была создана машина-амфибия «Ягуар». Автомобили были успешно испытаны – в частности, преодолели по воде путь от Ульяновска до Астрахани — и приняты на вооружение, но распад страны помешал их серийному выпуску.

По заказу Министерства обороны был также разработан многоцелевой УАЗ-3172 «Вагон», кстати, внешне поразительно похожий на Range Rover тех лет. В 1992-93 годах машина проходила государственные испытания — и всерьёз рассматривалась на роль сменщика 469-й модели, однако у заказчика уже не было на это денег. Перспективный проект сначала лёг на полку, затем отправился в музей.

Стало очевидно, что новое поколение УАЗов должно быть прежде всего коммерчески успешным: на базе «Вагона», совместно с АвтоВАЗом, была разработана модель 3160. Этот «УАЗ с человеческим лицом» предлагал приемлемый уровень комфорта без потери внедорожных качеств. Но первый блин вышел комом: рынок машину не принял — кому нужна была экстремальная проходимость, те выбирали проверенный временем УАЗ-3151, в остальных случаях бал правили американские и японские внедорожники.

Автомобиль УАЗ-3151
Автомобиль УАЗ-3151

И хотя в 2011 году Министерство обороны отказалось от дальнейших закупок модели 3151, «козлик» ещё долго останется в строю.

Автомобиль общетранспортного назначения УАЗ-3136 «Патриот»
Автомобиль общетранспортного назначения УАЗ-3136 «Патриот»

Успешной оказалась длиннобазная версия, получившая название «Симбир». Дальнейшим развитием модели 3160 стал современный УАЗ-3136 «Патриот».

Автомобиль УАЗ-23632-148-64 «Пикап»
Автомобиль УАЗ-23632-148-64 «Пикап»

И хотя Минобороны хранит молчание, можно с уверенностью предположить, что именно «Патриот» сменит своего дедушку на боевом посту.

Автомобиль УАЗ-23632-148-65 «Пикап»
Автомобиль УАЗ-23632-148-65 «Пикап»

Во-первых, три года назад завод запустил в производство военный вариант, пригодный для эксплуатации в экстремальных условиях — утверждается, что даже в Арктике.

Автомобиль дорожно-патрульной службы военной автомобильной инспекции УАЗ-3163-103-62
Автомобиль дорожно-патрульной службы военной автомобильной инспекции УАЗ-3163-103-62

Во-вторых, «Патриоты» уже закупаются Военной полицией и Росгвардией.

Автомобиль УАЗ «Патриот»
Автомобиль УАЗ «Патриот»

Разные варианты внедорожника проходят апробацию в линейных частях — подразделения спецназа и разведки, например, испытывают пикапы, в кузове которых можно установить лёгкое вооружение.

Специальный автомобиль группы разминирования ЕСАУЛ 39461-00-02, изготовленный на базе УАЗ «Патриот»
Специальный автомобиль группы разминирования ЕСАУЛ 39461-00-02, изготовленный на базе УАЗ «Патриот»

Специальный автомобиль группы разминирования ЕСАУЛ 39461-00-02, изготовленный на базе УАЗ «Патриот», предназначен для обеспечения выполнения задачи разминирования местности и объектов подвижной группой разминирования.

Специальное транспортное средство ЕСАУЛ 39461-03-02 - пикап на базе УАЗ-2363 (Пикап)
Специальное транспортное средство ЕСАУЛ 39461-03-02 — пикап на базе УАЗ-2363 (Пикап)

Специальное транспортное средство ЕСАУЛ 39461-03-02 — пикап на базе УАЗ-2363 (Пикап). Предназначен для перевозки стрелкового вооружения типа «Корд», ПКМ, АГС с расчётом и боекомплектом. Обеспечивает ведение огня с автомобиля. Обеспечивает защиту личного состава от стрелкового вооружения и мин по 1 классу ОТТ 9.1.12.1

Специальный автомобиль военной полиции УАЗ-3163-103-62
Специальный автомобиль военной полиции УАЗ-3163-103-62

Похоже, у «Патриота» в текущих условиях попросту нет альтернативы: закупка иностранной техники сегодня по понятным причинам невозможна, и вряд ли будет одобрена военными в будущем — урок санкций мы выучили.

Автомобиль УАЗ «Патриот»
Автомобиль УАЗ «Патриот»

А разработка машины с нуля — слишком долгий и затратный процесс с непредсказуемым результатом.