Архитектор Андрей Константинович Буров

Мемориальная доска в память о выдающемся архитекторе и инженере-изобретателе Андрее Константиновиче Бурове (Тверская улица, дом 25/12, строение 1)
Мемориальная доска в память о выдающемся архитекторе и инженере-изобретателе Андрее Константиновиче Бурове (Тверская улица, дом 25/12, строение 1)

Архитектор Андрей Константинович Буров скоропостижно скончался 7 мая 1957 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андрей Константинович родился в семье архитектора Константина Фёдоровича Бурова. В 1918 году Андрей Буров окончил школу и поступил на архитектурный факультет Свободных Государственных Художественных Мастерских (СВОМАС). В 1919 году вступил добровольцем в Красную Армию. В 1921 году на основании декрета правительства об откомандировании студентов из армии в высшие учебные заведения, Андрей Буров был направлен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в конце 1920 года), где был зачислен на второй курс архитектурного факультета в мастерскую Александра Александровича Веснина. Во ВХУТЕМАСе учился до 1925 года. Уже на третьем курсе его проект планировки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве получил III премию. В 1923 году по его проектам построили несколько павильонов на Всероссийской выставке, создали сквер у здания Арсенала в Московском Кремле и оформили интерьеры теплоходов, курсировавших на линии Ленинград-Лондон.

В 1925 году А.А. Веснин, М.Я. Гинзбург и А.М. Ган создали при Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН) творческую организацию конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА), куда вошёл Андрей Буров. Они определяли термин «конструктивизм» как синтетический метод проектирования, создающий неразрывную и органичную связь всех элементов сооружения. В 1927 году Андрей Буров создал архитектурные декорации к фильму «Старое и новое» режиссера С.М. Эйзенштейна, позднее названный «Генеральная линия», и оформлял спектакли в театрах Первого рабочего театра Пролеткульта и Революции.

Архитектор Андрей Константинович Буров был переводчиком французского архитектора Шарля Ле Корбюзье в 1928 году во время его визита в Москву для участия в конкурсе проектов строительства Дворца Советов и постройки здания Центросоюза на Мясницкой № 39. В 1930-1931 годах Андрей Буров разрабатывал проект клуба Челябинского тракторного завода и побывал в командировке на машиностроительных заводах Детройта в США. В 1934-1956 годах преподавал в Академии архитектуры СССР. В 1935 году Андрей Буров окончил Академию архитектуры СССР и был направлен в Италию, Грецию и Францию. Во Франции он повторно встречался с Ле Корбюзье. В 1935 году результаты этой поездки нашли выражение в строительстве жилого «дома Наркомлеса» при участии художника Владимира Андреевича Фаворского. В 1936-1938 годах преподавал в Московском архитектурном институте.

Жилой дом (Тверская улица, дом 25/12)
Жилой дом (Тверская улица, дом 25/12)

В 1936 году Андрей Буров построил жилой дом Тверской улице №25/ 12, где архитектор прожил с 1936 по 1957 годы. Этот дом был удостоен премии Моссовета как один из лучших домов в Москве.

В 1936-1940 годах Андрей Константинович построил «Ажурный дом» («Буровский дом») на Ленинградском проспекте № 27, покрытый узорными панелями, при участии художника Владимира Андреевича Фаворского.

В 1937-1939 годах Андрей Буров проектирует и выстраивает новые интерьеры Исторического музея в Москве. В 1938 году построил «Генеральский» жилой дом в Лефортово на шоссе Энтузиастов № 20. В 1938-1941 годах перестроил фасад Центрального Дома архитекторов в Гранатном переулке № 7. Художник Владимир Андреевич Фаворский создал декоративный картуш для него.

В 1939-1946 годах Андрей Буров работал над проблемой сборного домостроения, разработав серию проектов крупноблочных домов и создав специальную тектоническую систему стены. Эта система была применена в строительстве «Ажурного дома» на Ленинградском проспекте № 27.

В 1942 году Андрей Константинович Буров возглавил лабораторию анизотропных структур при геолого-географическом отделении Академии наук СССР, где были созданы сверхпрочные материалы и технология их промышленного производства — «стекловолокнистые анизотропные материалы» (СВАМ). На свои изобретения он получил 27 патентов и авторских свидетельств.

В 1947 году Андрей Константинович Буров был выдвинут на звание профессора кафедры архитектурного проектирования Института аспирантуры Академии архитектуры СССР.

В 1948-1949 годах Андрей Буров разработал серию бескаркасных односекционных домов-башен и многосекционных жилых домов различной этажности из керамзитовых панелей, параллельно работая над созданием и применением новых лёгких дешёвых строительных материалов.

В 1952 году архитектору А.К. Бурову была присвоена учёная степень доктора технических наук. В 1957 году он был избран членом-корреспондентом созданной Академии строительства и архитектуры СССР.

В последние годы жизни Андрей Константинович Буров исследовал в лаборатории анизотропных структур АН СССР возможности использования ультразвука сверхвысокой интенсивности для лечения злокачественных опухолей – эти исследования продолжаются и в настоящее время.

Мемориальная доска в память о выдающемся архитекторе и инженере-изобретателе Андрее Константиновиче Бурове (Тверская улица, дом 25/12, строение 1)
Мемориальная доска в память о выдающемся архитекторе и инженере-изобретателе Андрее Константиновиче Бурове (Тверская улица, дом 25/12, строение 1)

В центре Москвы (Тверская улица, дом 25/12, строение 1) 21 октября 2010 года была открыта мемориальная доска в память о выдающемся  архитекторе, инженере-изобретателе   Андрее Константиновиче Бурове.

Жилой дом (Тверская улица, дом 25/12)
Жилой дом (Тверская улица, дом 25/12)

В присутствии многих членов Союза московских архитекторов и сотрудников  Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева памятную доску торжественно открыли сын архитектора Валентин Андреевич Буров (профессор МГУ, доктор физико-математических наук), директор Музея архитектуры Ирина Коробьина, президент СМА Виктор Логвинов и вице-президент СМА архитектор Андрей Таранов, ставший одним из авторов доски наряду с художниками Адой  Рыбачук  и  Владимиром Мельниченко.  Так же на открытие пришли  Президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кудрявцев и  художник и профессор Российской Академии театрального искусства Сергей Бархин.