Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена признана памятником архитектуры.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

«Октябрьская»-кольцевая открылась в 1950 году и стала 35-й по счету станцией столичного метрополитена.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена сразу задумывалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне.

Медальон на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Медальон на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Поэтому станция представляет собой грандиозную триумфальную арку, украшенную барельефными фигурами мужчин и женщин, одетых в форму Советской армии.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

На самом деле, как пояснил эксперт, оформление практически всех послевоенных станций было посвящено Победе.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Но «Октябрьскую» архитектор Леонид Михайлович Поляков создавал практически как храмовое пространство, где ряды факелов ведут к апсиде с алтарём — нише с голубым небом, отображающим светлое будущее страны.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Архитектор Леонид Михайлович Поляков считал, что изобрёл новое средство борьбы с «ощущением подземности».

Торцевая стена центрального зала на станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Торцевая стена центрального зала на станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Ярко освещённая стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды призваны были, по его задумке, создать иллюзию пребывания на поверхности, заставляя забыть пассажиров о том, что они находятся на 30-метровой глубине.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Никогда раньше, по утверждению специалистов, дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Над входом в вестибюль, например, видны фигурки двух воинов -мужчины и женщины — на облаках. В руках у них трубы. Барельефы изображающие двух фанфаристов подсвечены светильниками в виде колонн.

Барельефы на потолке вестибюля станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Барельефы на потолке вестибюля станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

А на потолке вестибюля станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена подобных фигурок сразу пять.

Внутри вестибюля станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Внутри вестибюля станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Итого — сразу семь ангелов, хотя по формальным признакам это погибшие советские солдаты.

Медальон с изображением советского воина на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Медальон с изображением советского воина на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Пилоны украшены медальонами с изображениями советских воинов. Пилоны облицованы серым мрамором.

Светильники-«факелы» на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Светильники-«факелы» на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

На пилонах — светильники в форме факелов из анодированного алюминия работы Абрама Исааковича (Ициковича) Дамского.

Посадочная платформа на станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Посадочная платформа на станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Путевые стены покрыты желтоватой керамической плиткой и украшены изразцами в виде венков.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Пол выложен серым и красным гранитом. По периметру центрального зала — узорчатая вставка из чередующихся полос тёмного и светлого мрамора.

Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Станция «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

В кассовом и эскалаторном залах расположены барельефы работы Георгия Ивановича Мотовилова, изображающие воинов с оружием, Боевые знамёна Советской армии и девушек, являющихся олицетворением Славы.

Медальон с изображением советского воина на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Медальон с изображением советского воина на пилоне станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Примечательно, что в 1956 году в Ленинграде по проекту Леонида Михайловича Полякова, к тому времени уже заслуженного архитектора, была сооружена очень похожая станция — «Пушкинская». Основное отличие от московской «Октябрьской» состоит в том, что в ленинградском варианте в торце станции установлена статуя Александра Сергеевича Пушкина работы Михаила Константиновича Аникушин, вместо решётки в апсиде.