Боевой вертолёт Ми-171Ш был представлен на выставке HeliRussia-2018

Ударно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Ударно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Ударно-транспортный Ми-171Ш — дальнейшее развитие вертолёта Ми-8АМТШ, который получил в войсках неофициальное название «Терминатор».

Машина как будто специально создана для нужд Сил специальных операций Министерства обороны Российской Федерации.

Основное предназначение вертолёта Ми-171Ш — проведение десантных операций: высадки и эвакуации групп спецназа, спасательных операций, в том числе и под огнём противника.

Кроме этого, вертолёт может уничтожать живую силу, бронетехнику, различные подвижные и неподвижные цели. В его функционал входит огневая поддержка десанта, сопровождение военных колонн, боевые поисково-спасательные операции (CSAR), разведка и патрулирование.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

В машине гармонично сочетаются ударные и транспортные возможности. Использование самых современных устройств и технологий делает его работу максимально скрытной, что порой имеет решающее значение при проведении специальных операций. Это достигается за счёт оснащения вертолёта Ми-171Ш системами ночного тепло- и телевизионного видения, особой «пиксельной» окраски, которая даже днём размывает контуры вертолёта, не говоря о сумерках.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Новые композитные лопасти несущего винта и Х-образный рулевой винт уменьшают акустическую заметность вертолёта Ми-171Ш, затрудняют его обнаружение по звуку ночью. Ведь новый Ми-171Ш может выполнять боевые действия в полной темноте, ориентируясь при посадке только по приборам ночного видения. Выполнить боевую задачу ему не помешает ни тёмная ночь, ни глухой туман. Также всепогодно и в любое время суток машина может применять полный комплекс своего вооружения, не отставая в эффективности его применения от специализированных ударных вертолётов.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Системы наблюдения, оборудование и авионика Ми-171Ш «заточены» под скрытные действия ночью и в сложных метеоусловиях. В своём арсенале экипаж имеет локатор, станцию теле- и тепловизионного наблюдения и поисковый прожектор с инфракрасной подсветкой. Добавим к этому цифровой автопилот, двухдиапазонное светотехническое оборудование и очки ночного видения. Такой комплект позволяет выжать максимум из этого вертолёта в самых сложных условиях полёта, при этом максимально упрощая работу экипажа.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Приборная панель смешанная. На ней присутствуют современные многофункциональные индикаторы и привычные аналоговые приборы. То, что кабина не полностью «стеклянная», связано с требованиями по надёжности эксплуатации вертолёта в экстремальных боевых условиях, в том числе при низких температурах. Арматура кабины удобная, а сама она создаёт ощущение комфорта.

Ми-171Ш оснащён новой несущей системой с применением композитных лопастей несущего винта, что серьёзно повышает его устойчивость к повреждениям от стрелкового огня противника. Ведь очень часто вертолёту специального назначения приходится работать в условиях плотного огневого противодействия, повреждение лопастей в подобной ситуации фатально и, как правило, приводит к гибели не только экипажа, но и всей спецгруппы.

Х-образный рулевой винт обладает высокой эффективностью по сравнению с обычными винтами, что даёт больший запас по путевому управлению, особенно при сильном боковом ветре, и поднимает общую энерговооружённость вертолёта. Это особенно важно при посадке на ограниченные необорудованные площадки в сложных условиях и дефиците времени. Композитная лопасть имеет не один лонжерон (силовой элемент), как классическая, а несколько, что существенно усиливает жёсткость конструкции лопасти.

При попадании пули композит ведёт себя не так, как алюминий на старых лопастях. В нём остается аккуратное отверстие, которое практически не мешает работе такой лопасти, а вот в обычной алюминиевой вокруг отверстия образуются трещины, которые быстро развиваются, приводя к выходу из строя и её, и всего несущего винта.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Новый винт имеет стреловидные законцовки, что не только повышает скорость полёта вертолёта до 280 километров в час, но и наряду с использованием Х-образного винта снижает шумность полёта до 20%.

Двигатель ВК-2500ПС
Двигатель ВК-2500ПС

На вертолёте Ми-171Ш устанавливаются два основных двигателя ВК-2500-03 мощностью до 2 700 лошадиных сил каждый.

Двигатель ВК-2500ПС
Двигатель ВК-2500ПС

Двигатель ВК-2500-03 характеризуется высокой надёжностью и хорошими высотными характеристиками.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Пылезащитные устройства двигателей обеспечивают защиту газогенератора от пыли, песка и твёрдых частиц, поднимаемых в воздух потоком от несущего винта вертолёта.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Это особенно актуально в пустыне. ЭВУ (экранно-выхлопные устройства) «разбавляют» горячий выхлоп двигателя холодным воздухом, тем самым снижая его температуру и уменьшая заметность вертолёта в инфракрасном диапазоне.

За активную защиту вертолёта Ми-171Ш отвечает комплекс «Президент-С». Создаваемый его аппаратурой оптико-электронный шторм «выносит мозг» вражеским ракетам, и расстроенные «иностранки» печально уходят в сторону заката. Аппаратура «Президент-С» или «Витебск» на настоящий момент является самой надёжной в своём классе защитой от самонаводящихся ракет, и она установлена на Ми-171Ш.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Пассивная защита — броня Ми-171Ш — сделана по второму А-классу. Она сродни защите современных ударных вертолётов. Вместо металлических бронелистов используется металлокерамика. Пол и борта нового «Терминатора» покрыты матами из многослойной полиамидной ткани. В народе эту ткань называют кевларом, и она прекрасно держит осколки и пули, создавая защитный барьер для экипажа и спецгруппы. Помимо всего прочего, на вертолёте Ми-171Ш установлены специальные энергопоглощающие кресла, которые обеспечивают выживание при жёсткой посадке.

Вес такой многоуровневой защиты меньше обычной брони, что снижает общий вес вертолёта. С мощными и надёжными высотными двигателями получается очень энерговооруженная машина. Это особенно важно, когда вертолёту приходится работать в горной или жаркой местности, где каждый килограмм веса на счету. Именно с такой проблемой столкнулись американские военные при проведении операций в Афганистане и Ираке. Оказалось, что от песка и пыли быстро выходят из строя американские двигатели, а их мощности в горах не хватает для полноценного использования в боевых операциях. У нас эта проблема решена ещё со времён Афганистана.

Ми-171Ш способен к мощному и комплексному огневому воздействию на противника, в том числе и в боковой проекции.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Его арсенал соответствует вооружению современного ударного вертолёта, такого как Ми-28Н «Ночной охотник».

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

В арсенал боевой машины, кроме привычного для серии Ми-8 вооружения — бомб, НАР, стрелково-пушечных контейнеров, — входят ПТУР «Атака» с обзорно-прицельной системой и дополнительные пулемёты. Это два курсовых 6П49Т «КОРД Т» и один установленный в дверном проёме 6П49Т «КОРД В».

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Пулемёт 6П49Т «КОРД Т» оснащён теплоотводом и имеет утолщенный ствол, за счёт чего способен вести более интенсивный огонь (свыше 300 выстрелов без промежуточного охлаждения), а также механизмом пироперезарядки, позволяющим дистанционно перезаряжать оружие в случае осечек или иных задержек. Два этих курсовых пулемёта установлены на верхней части балочных держателей Ми-171Ш.

Пулемёт 6П49В «КОРД В» предназначен для установки в боковых дверных проёмах вертолёта и используется для огневой поддержки десанта. Он управляется непосредственно бортовым стрелком. При этом управление спуском у пулемёта дублировано: открывать из него огонь можно либо при помощи электроспуска, питающегося от бортовой сети, либо при помощи гашетки. Пулемёт 6П49В «КОРД В» имеет индикаторы остатка боеприпасов и готовности пулемёта к стрельбе. Кроме того, у пулемёта есть механизм для отвода стреляных гильз и сбора звеньев ленты.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Опыт боевых действий в Сирии оказал большое положительное влияние на разработку Ми-171Ш.

Боевой вездеход для спецназа типа багги «Чаборз»
Боевой вездеход для спецназа типа багги «Чаборз»

Конструкторы постарались учесть максимум пожеланий наших бойцов. В том числе и использование различной спецтехники.

Лёгкий автовездеход Чаборз М-3 (багги)
Лёгкий автовездеход Чаборз М-3 (багги)

На выставке HeliRussia-2018 был представлен вездеход типа багги «Чаборз», разработанный в Чеченской Республике для бойцов спецназа.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Общее впечатление о машине более чем положительное. Мнение военных лётчиков можно выразить одним предложением: «Это уже не старая «восьмёрка», это качественно новый вертолёт, вышедший на новый уровень. Настоящий зверь!»

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Вертолёт Ми-171Ш был впервые представлен в прошлом году на МАКС-2017. В этом году мы увидели его на главной вертолётной выставке HeliRussia-2018.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Ожидается, что после завершения выставки Ми-171Ш пройдёт испытания на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля, ну а дальше пойдёт в войска.