Автомобиль Иж-2715

Иж-2715 - фургон на базе ижевского «Москвича-412»
Иж-2715 — фургон на базе ижевского «Москвича-412»

Иж-2715 в 1980-е годы был единственным в СССР лёгким развозным автомобилем.

Легковой цельнометаллический фургон Иж-2715
Легковой цельнометаллический фургон Иж-2715

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с этим легковым автомобилем.

Легковой автомобиль «Москвич-412»
Легковой автомобиль «Москвич-412»

Легко улавливаемые очертания «Москвич-412», очень гармонично смотрелись на этом фургоне.

Выставка «Автомобильная промышленность» на ВДНХ
Выставка «Автомобильная промышленность» на ВДНХ

Иж-2715 был первой самостоятельной разработкой Ижевских мастеров. Начиналось всё с открытия автомобильного производства в оружейной столице России. Шестидесятые годы двадцатого столетия были продуктивными для Московского АЗЛК, производившего автомобили «Москвич». Возросшая популярность этих машин за рубежом, создала их дефицит на внутреннем рынке. По этой причине было принято решение об открытии ещё одного автосборочного предприятия. Свою деятельность завод начал со сборки 408-го Москвича, на комплектующих, поставляемых из столицы. Со временем, выпускаемые автомобили начали приобретать свою индивидуальность, а конструкторы вели разработку собственного серийного экземпляра.

Легковой автомобиль «Москвич-412»
Легковой автомобиль «Москвич-412»

Отличия стали видны уже на 412-м Москвиче. В то время, как АЗЛК устанавливал квадратные фары на свои экземпляры, ижевчане остановились на круглых, изменив при этом и облицовку радиатора. В процессе поиска замены универсалу «Москвич-426», трудившегося в основном на развозке корреспонденции в почтовых отделениях, инженеры завода «Ижмаш» спроектировали фургон, которому суждено было стать настоящим хитом на долгие годы.

Иж-2715 - фургон на базе ижевского «Москвича-412»
Иж-2715 — фургон на базе ижевского «Москвича-412»

После переделки кузова 412-го, получился довольно объёмный грузовой отсек в кубической формы, позволявший перевозить 400-500 килограммов груза. Но это по паспорту, а на практике, его грузоподъёмность была намного больше. Первое своё прозвище, автомобиль получил сразу после выхода в серию, в далёком 1972 году. Сходство формы кузова с элементом обуви, не оставляло вариантов, это был «каблук». После массового внедрения автомобилей в народное хозяйство, их активно начали использовать для перевозки кондитерских изделий. Получив своё второе прозвище — «пирожок», наш герой и на этом не остановился. Существовало ещё одно, широко известное в узких кругах название — «воровка». Так прозвали его в сельской местности, за возможность перевозить в наглухо закрытом фургоне всё что угодно, скрываясь от глаз любопытных односельчан.

Легковой цельнометаллический фургон Иж-2715
Легковой цельнометаллический фургон Иж-2715

Учитывая все эти факторы, можно с твёрдой уверенностью сказать, что популярность Иж-2715 была огромной, да и народная молва гласит, что качество Ижей было лучше, чем у столичных коллег. Комплектовался «пирожок» двумя модификациями двигателя, объёмом 1487 см³, мощностью 75 и 67 л.с. Менее сильный мотор спокойно работал на бензине А-76, не самом лучшем топливе для такого автомобиля. Машине были присущи и все болезни прототипа, «Москвич-412». Хотя фургоны и не продавали в личное пользование, универсальность узлов с легковым вариантом, создавала конкуренцию в покупке запасных частей, между частными и государственными владельцами. Довольно часто, «пирожки» являлись своего рода донорами дефицитных запчастей, для своих домашних коллег. Помимо фургона, с 1974 года производилась модель Иж-27151 пикап. Оба автомобиля имели двухместную кабину, но у пикапа не было жёсткого верха кузова. У фургона задние двери были двухстворчатые, в то время как у пикапа только откидной задний борт. В остальном они были идентичны, как два брата близнеца. Именно на этих автомобилях официально исчезло название «Москвич», позиционируя как производителя завод «Ижмаш». Обе модели хорошо продавались за рубеж, в Южную Америку и страны Скандинавии. На внутреннем рынке «каблук» продержался до 1997 года, пережив небольшую модификацию в 1982 году. Со своей слабо греющей печкой салона, ограниченным обзором в маленькие зеркала заднего вида, плохой управляемостью при полной загрузке, он всё равно покорил сердца водителей и рядовых граждан. За двадцать девять лет производства, было выпущено два миллиона триста семнадцать тысяч автомобилей, многие из которых до сих пор покашливают на дорогах страны.

Иж-2715 — фургон на базе ижевского «Москвича-412»
Иж-2715 — фургон на базе ижевского «Москвича-412»

А популярность этой машины, и в наши дни остаётся высокой. Иж-2715, ещё одна автомобильная легенда Советского Союза.